«Blended Learning» в рамках дистанционного обучения в вузе
Аннотация
Актуальность данной работы обусловлена сменой на современном этапе образовательной парадигмы высшего профессионального образования в контексте повсеместного внедрения идеи цифрового университета в ситуации существующей в обществе угрозы распространения коронавирусной инфекции и вынужденном стремительном переходе на онлайн-обучение.
Целью данной работы является исследование возможностей применения онлайн-курсов в процессе преподавания иностранного языка в вузе и создания организационно-технологических, кадровых и методических условий для успешной реализации этих возможностей на практике.
Ключевым направлением в трансформации имеющихся образовательных программ с учетом современных онлайн-технологий признаётся blended learning, соединяющее в себе разные методики смешанного обучения, онлайн и оффлайн. В задачи статьи входит исследование феномена «blended learning», проводится анализ современных направлений и перспектив онлайн-обучения с обращением к данным исследований и мониторинга достижений мировых лидеров онлайн-рынка образования. В качестве методологической базы выступают как теоретические методы-операции и методы-действия, например, анализ и проверка научных теорий практикой, так и эмпирические – изучение результатов деятельности, наблюдение, опрос, привлечение экспертных оценок, метод прогнозирования. Делается вывод о том, что современный образовательный подход, подразумевающий постепенную диффузию интернет-технологий с обучающим процессом, может быть внедрён повсеместно и в сжатые сроки при готовности всех звеньев и участников педагогического взаимодействия при соблюдении ряда условий. Высокая эффективность новых образовательных технологий возможна только в случае синергетического взаимодействия преподавательских, технических, административных и психологических ресурсов всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова
Об авторах
Т. В. КружилинаРоссия
Татьяна Владиславовна Кружилина, кандидат филологических наук, доцент
кафедра иностранных языков
305040
50 лет Октября 94
Курск
Researcher ID: 738898
В. В. Звягинцева
Россия
Виктория Валерьевна Звягинцева, кандидат филологических наук, доцент
кафедра иностранных языков
305040
50 лет Октября 94
Курск
Researcher ID: 738851
Список литературы
1. Андреева Н. В. Педагогика эффективного смешанного обучения / Н. В. Андреева // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9. – № 3. – С. 8–20.
2. Андреева О. А. Формирование общей профессиональной культуры студентов направления подготовки «правоохранительная деятельность» в процессе ознакомления с тезаурусом латинского языка / О. А. Андреева, В. В. Звягинцева // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сборник научных статей региональной научно-методической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры ин. языков. – Курск, 2019. – С. 32-36.
3. Власенко Н. И. Способы и формы выражения коммуникативной цели ассертивов в англоязычной переписке / Н. И. Власенко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2015. – № 1 (14). – С. 44-49.
4. Звягинцева В. В. К вопросу об определении границ семейного дискурса в свете лингво-прагматической теории / В. В. Звягинцева // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2010. – № 1 (7). – С. 50-53.
5. Звягинцева В. В. Из опыта обучения английскому языку студентов детского университета и технопарка «ЮЗГУ Юниор» / В. В. Звягинцева, Т. В. Кружилина // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сборник научных статей Региональной научно-методической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры ин. языков. – Курск, 2019. – С. 133-139.
6. Кондратенко Е. Н. Прецедентный текст при обучении иностранным языкам / Е. Н. Кондратенко // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сборник научных статей Региональной научно-методической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры ин. языков. – Курск, 2019. – С. 183-187.
7. Краснова Т. И. Анализ восприятия онлайн дискуссий в смешанном курсе обучения иностранному языку / Т. И. Краснва // Образовательные технологии и общество. – 2016. – Т. 19. – № 1. – С. 399-409.
8. Кружилина Т. В. Понимание текста детьми дошкольного возраста с учётом факторов социального окружения ребёнка (экспериментальное исследование) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Т. В. Кружилина. – Тверь, 2014.
9. Кружилина Т. В. К вопросу обучения студентов переводу научной и технической литературы / Т. В. Кружилина // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сборник научных статей Региональной научно-методической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры ин. языков. – Курск, 2019. – С. 198-208.
10. Кружилина Т. В. Современные медийные технологии как образовательный ресурс на занятиях иностранным языком в вузе / Т. В. Кружилина, Е. О. Селютина// Язык для специальных целей: система, функции, среда : сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции. – Курск, 2020. – С. 250–254.
11. Левин А. И. Качество жизни как социологическая категория / А. И. Левин [и др.] // Учёные записки Российского государственного социального университета. – 2011. – № 6 (94). – С. 74–78.
12. Мягкова Е. Ю. «Внутренняя грамматика» и грамматическая ошибка / Е. Ю. Мягкова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2014. – № 4. – С. 230-235.
13. Мягкова Е. Ю. Цифровое слабоумие: миф или реальность? / Е. Ю. Мягкова // Слово и текст: психолингвистический подход. – 2016. – № 16. – С. 63-73.
14. Таныгина Е. А. Возможности использования андрогогической модели обучения на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе / Е. А. Таныгина // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сборник научных статей Региональной научно-методической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры ин. языков. – Курск, 2019. – С. 465-474.
15. Толмачёва И. А. Проблемы идентификации слова / И. А. Толмачёва // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации : сборник материалов II Международной научно-методической конференции-вебинара. – Курск, 2017. – С. 593-601.
16. Степыкин Н. И. Типология реакций: в поисках путей решения проблемы / Н. И. Степыкин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – Т. 7, № 2 (23). – С. 70-79.
17. Charles R. Graham and Curtis J. Bonk. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives. San Francisco, 2005. 234 p.
18. Krasnova T., Sidorenko T. Blended learning in teaching foreign languages // ICT for language learning. 6<sup>th</sup> Conference edition : Conference proceedings. 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Кружилина Т.В., Звягинцева В.В. «Blended Learning» в рамках дистанционного обучения в вузе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(2):111-122.
For citation:
Kruzhilina T.V., Zviagintseva V.V. "Blended Learning" in the Framework of Distance Learning at the University. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(2):111-122. (In Russ.)