Потенциал и проблемы внедрения технологии «перевёрнутый класс» в образовательный процесс
Аннотация
Актуальность исследования определена необходимостью глубокой модернизации образовательного процесса под запросы рынка труда в условиях цифровой экономики и внедрения новых образовательных
технологий с применением цифровых инструментов обучения.
Целями исследования являются обсуждение формата смешанного обучения и изложение опыта организации учебного процесса с применением технологии «перевернутый класс», в котором студент занимает активную позицию в учебной деятельности, а предлагаемая система действий гарантировано обеспечивает требуемый результат.
Методология исследования базируется на интегративном подходе в образовании, в соответствии с которым образование рассматривается как целостный процесс и результат педагогической интеграции объектов, явлений, процессов и системном подходе, в соответствии с которым обучение рассматривается как многоуровневый динамический процесс. Материалом настоящего исследования послужили теоретические и практические работы в области реализации модели смешанного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, а также полученный опыт реализации дисциплин по технологии «перевернутый класс».
Результаты. Формат смешанного обучения представляется наиболее оптимальным способом преобразования традиционной образовательной системы высшей школы, поскольку строится с учетом преимуществ опыта классического подхода и потенциала цифрового обучения. В данном исследовании технология представляет собой совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, этапов деятельности образовательного процесса, реализация которых обеспечивает осуществление поставленных целей обучения и получение результата, соответствующего требованиям ФГОС ВО. Выявлены преимущества и проблемы обучения, которые требуют решения.
Вывод. Как элемент системы смешанного обучения, технология «перевёрнутый класс» все больше проникает в систему высшего образования. Современный образовательный процесс в этой технологии реализуется как активная учебная деятельность с применением цифровой среды. Активная деятельность участников образовательного процесса обеспечивает глубокое усвоение знаний и обеспечивает достижение запланированных результатов обучения.
Об авторах
В. И. ТомаковРоссия
Владимир Иванович Томаков, доктор педагогических наук, профессор
кафедра охраны труда и окружающей среды
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
Scopus Author ID: 57195919702
Author ID: 509007
М. В. Томаков
Россия
Максим Владимирович Томаков, кандидат технических наук, доцент
кафедра охраны труда и окружающей среды
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
Scopus Author ID: 57195918541
Author ID: 452881
В. В. Лупандин
Россия
Владислав Валерьевич Лупандин, аспирант
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
Список литературы
1. VIII Зимняя школа преподавателя 2021. URL: https://urait.ru/info/teacher-school (дата обращения 20. 02. 2021).
2. Три четверти россиян доверяют онлайн-образованию. URL: https://corp.mail.ru/ru/press/releases/10319/ (дата обращения 12. 02. 2021).
3. Глотова А. В. Модели смешанного обучения в системе высшего образования: теория и практика / А. В. Глотова // Вестник НЦ БЖД. – 2020. – № 3 (45). – С 38-48.
4. Нугуманова Л. Н. Технология смешанного обучения: модели, содержание, рекомендации / Л. Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова, Т. В. Яковенко // Современный ученый. – 2019. – № 4. – С. 191-198.
5. Леонова Л. А. Использование информационных технологий для реализации модели смешанного обучения в высшем образовании / Л. А. Леонова, Е. О. Сучкова // Информационное общество. – 2019. – № 3. – С. 43-52.
6. Байдикова Н. Л. Цикличная модель смешанного обучения: технологический подход / Н. Л. Байдикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 01. – С. 39–50. URL: http://e-koncept.ru/2020/201004.htm (дата обращения 12. 02. 2021).
7. Томакова Р. А. Интегративный образовательный процесс как фактор повышения качества образования в университете / Р. А. Томакова, И. А. Томакова, А. Н. Брежнева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2018. – Т. 8. – № 4 (29). – С. 142-155.
8. Улендеева Н. И. Организация образовательного процесса на основе ротационной модели смешанного обучения / Н. И. Улендеева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 185-188.
9. Сущев С. С. «Переворот» образовательного процесса с помощью модели смешанного обучения «Flipped Classroom» / С. С. Сущев // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. – 2020. – № 5 (21). – С. 18.
10. Зиновьева О. М. Опыт НИТУ МИСИС в подготовке студентов Горного института по технологии «Перевернутый класс» системы смешанного обучения / О. М. Зиновьева, А. М. Меркулова, Н. А. Смирнова // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2019. – № S17. – С. 64-73.
11. Томаков В. И. Развитие ответственности в структуре профессиональной компетентности выпускника вуза как психолого-педагогическая проблема / В. И. Томаков, И. А. Томакова, А. Н. Брежнева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2016. – № 2 (19). – С.109-116.
12. Томаков В. И. Планирование студентами личного времени как резерв повышения эффективности самостоятельной работы / В. И. Томаков, Р. А. Томакова, А. В. Брежнев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 2 (19). – С. 92-100.
13. Томаков В. И. Практические подходы к проблеме формирования компетентности по безопасности жизнедеятельности у будущего инженера-строителя / В. И. Томаков, М. В. Томаков // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 3-2 (42). – С. 153-158.
Рецензия
Для цитирования:
Томаков В.И., Томаков М.В., Лупандин В.В. Потенциал и проблемы внедрения технологии «перевёрнутый класс» в образовательный процесс. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(2):98-110.
For citation:
Tomakov V.I., Tomakov M.V., Lupandin V.V. Potential and Challenges of Implementing the "inverted Classroom" Technology in the Educational Process. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(2):98-110. (In Russ.)