Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Многофункциональность вестиальной лексики в художественном портрете В.А. Гиляровского (на материале автобиографических повестей «Мои скитания» и «Люди театра»)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-17-28

Аннотация

Журналистское наследие В.А. Гиляровского изучено достаточно подробно, в меньшей мере внимание ученых было приковано к его автобиографической прозе - повестям «Мои скитания» и «Люди театра», авторской манере, выражению индивидуального видения мира и человека. В статье рассматриваются языковые и стилистические особенности портрета В.А. Гиляровского и выявляется своеобразие вестиальной лексики, ее функции в описании внешности героев разных социальных слоев.

Цель исследования - изучить тематику и проблематику автобиографической прозы, провести лингвистический анализ портретных описаний в повестях «Мои скитания» и выявить специфику и функции вестиальной лексики.

В исследовании акцент был сделан на осмысление особенностей стиля писателя, специфики его портретов, этнолингвистический и этимологический аспект лексики одежды.

В результате анализа выявлено, что в автобиографической прозе В.А. Гиляровского основной вид портрета − социально-исторический, описательно-бытовой. Исходя из художественных задач, писатель не стремится к постижению психологии героев или их редкой индивидуальности. Авторский комментарий в портрете отсутствует. Принципы внешнего изображения становятся основополагающими. «Мужское» видение окружающих людей ведет к отсутствию положительной или отрицательной экспрессии, экзальтации чувств или сентиментальности. Гражданский мундир, сюртук, фрак, ливрея в портретах имеют не только описательную функцию, «визуализируя» героя, но и выявляют должность героя, определяют его личностное отношение к собственному положению в обществе. Мундир, шинель, фуражки, сапоги представляют форменную одежду, где определения подчеркивают материал, знаки отличия, фасон и детали одежды; награды. Данная лексика также носит исторический и архаический характер, позволяя читателю представлять особенности костюма XIX века, погрузиться в мир, интересный, неизвестный, подчас патриархальный, что способствует пониманию среды, ее иерархичности и в то же время живописной разнообразности.

Женские портреты с вестиальной лексикой единичны; они выполняют описательную функцию, функцию социальной характеристики. Законодательное предписание в ношении служебного и партикулярного платья соблюдается лицами официальными, служащими героями.

На изменение моды, связанной не только с эстетическими, но и идейно-политическими воззрениями революционной молодежи, с ее стремлением к демократизации облика, указывает портрет ссыльных, в котором преобладает лексика народной одежды, в частности, облика городских рабочих. Вместе с тем аксессуары подчеркивают «субкультуру» нигилистов.

Об авторах

Т. В. Летапурс
Юго-Западный государственный университет
Россия

Летапурс Татьяна Васильевна, кандидат филологических наук

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94, г.

Курск 



Т. М. Малыхина
Курский государственный университет
Россия

Малыхина Татьяна Моисеевна, кандидат филологических наук

305001

ул. Радищева, д. 33

г. Курск



Список литературы

1. Гура В.В. Жизнь и книги дяди Гиляя. Вологда: Вологодское книжное издательство, 1959. 56 с.

2. Паустовский К.Г. Стенограмма выступления К.Г. Паустовского на вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Владимира Алексеевича Гиляровского, 8 декабря 1953 года в Центральном Доме литераторов // Вопросы литературы. 1969. №5. С. 177-180.

3. Паустовский К.Г. Дядя Гиляй (В.А. Гиляровский): предисловие к книге В.А. Гиляровского «Москва и москвичи». Очерки старомосковского быта». М.: Московский рабочий, 1955.

4. Есин Б.И. Репортажи В.А. Гиляровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.112 с. 5. Баженов А. Спасибо, дядя Гиляй! // Москва. 2004. №4. С. 203-221.

5. Митрофанов А. Гиляровский. М.: Молодая гвардия, 2008.527 с.

6. Рецензии на книгу «Гиляровский» Алексея Митрофанова. URL: https://audiokrai. com/books/141604/reviews.

7. Судаков Г.В. В.А. Гиляровский как знаток русской речи: (рефлексия писателя на речевые феномены своего времени) // Словесность и культура как образ национальной ментальности. Вологда, 2010. С. 291-300.

8. Быков Д.Л. Владимир Гиляровский // Дилетант. 2014. №8. URL: bykov.livejournal. com/1989123.html 10. Быков Д.Л. Гиляровский // Внеклассное чтение. М.: Проза и К, 2017. 381 с.

9. Кумзёров В. Вологжане вновь открывают В.А. Гиляровского. Вологда: Арника, 2021. 12. Короленко В.Г. Собрание сочинений: в восьми т. Т. 2. Повести и рассказы. Примечания к рассказу «В дурном обществе», составленные при участии С.Л. Короленко. М.: Правда, 1953.

10. Гиляровский В. А. Сочинения: в четырех т. / вступ. ст., сост. и прим. Б.И. Есина. М.: Правда, 1989. Т. 1. С. 13-238.

11. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1995. 928с.

12. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997. 416 с.

13. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. М., 1996. URL: https://gufo.me/dict/fashion_encyclopedia

14. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т.2 (Муза – Сят) / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. 3-е изд., стер. СПб.: Терра – Азбука, 1996.672 с.

15. Энциклопедический словарь: в 86 т. Т. 34, (Ледье-Лопарев). Репр. воспр. изд. «Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон в 82 т. и 4 доп. т. 1890 г.». М.: Терра, 1990-1994. 960 с.

16. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 − первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / под ред. Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 383 с.

17. Товарный словарь / И.А. Пугачёв (главный редактор). М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. Т. 3. 527 с.

18. Полный церковно-славянский словарь. Репр. воспр. изд. «Полный церковнославянский словарь, протоирей Г. Дьяченко, 1900 г.». М.: Московский патриархат, 1993. 1120 c.

19. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.2: И-О. М.: Прогресс, Универс, 1994. 912 с.

20. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т.4 (ТЯщур) / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. 3-е изд., стер. СПб.: Терра – Азбука, 1996. 861 с.


Рецензия

Для цитирования:


Летапурс Т.В., Малыхина Т.М. Многофункциональность вестиальной лексики в художественном портрете В.А. Гиляровского (на материале автобиографических повестей «Мои скитания» и «Люди театра»). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(1):17-28. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-17-28

For citation:


Letapurs T.V., Malykhina T.M. The Multifunctionality of Vestial Vocabulary in the Artistic Portrait of V.A. Gilyarovsky (based on the Autobiographical Novels "My Wanderings" and "People of the Theater"). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(1):17-28. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-17-28

Просмотров: 215


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)