Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Лингводидактический потенциал академического дискурса в формации типов институционального дискурса

Аннотация

   В статье рассматривается лингводидактический потенциал академического дискурса в формации типов институционального дискурса.

   Актуальность исследования обуславливается тем, что в современном обществе с каждым годом растет потребность в конкурентоспособных специалистах со знанием иностранного языка.

   Обучение студентов нелингвистических направлений подготовки иностранному языку определяется непрерывным процессом глобализации и необходимостью межкультурной коммуникации. Обозначена необходимость интеграции академического дискурса в некоторые типы институционального дискурса с целью формирования компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. На примере политического дискурса как социального института демонстрируется видоизменение характеристики, включающей в себя участников, цель, жанры, стратегию, хронотоп, материалы, дискурсивные формулы и прецедентные тексты. Методология и методика исследования представлена анализом научно-методической литературы по теории дискурса и преподавания иностранных языков, а также мониторингом отечественного опыта обучения иностранному языку студентов нелингвистических направлений
подготовки. Предложена авторская характеристика политического дискурса, реализующегося через интеграцию академического дискурса.

   Научная новизна исследования заключается в обосновании лингводидактического потенциала академического дискурса в формации институциональных типов.

   Практическая значимость исследования заключается в потенциальной возможности реализации академического
дискурса в формации типов институционального дискурса. Ввиду прямого взаимодействия институциональных типов с социальными институтами теряется их педагогический компонент. Через интеграцию академического дискурса открывается дополнительная возможность обучения иностранному языку. Знание специализированной терминологии, освоенной в процессе обучения иностранному языку, в полной мере отвечает запросам современного общества как с позиции социального заказа на подготовку специалистов, так и с позиции социализации в обществе. В данной работе доказан лингводидактический потенциал академического дискурса в формации типов институционального дискурса.

Перенести в английский вариант

   The article deals with linguodidactic potential of academic discourse in the formation of types of institutional discourse.
   The relevance of the study is due to the fact that in modern society every year there is a growing need for competitive specialists with knowledge of a foreign language. Teaching students in non-linguistic areas of training a foreign language is determined by the continuous process of globalization and the need for intercultural communication.

   The need to integrate academic discourse into some types of institutional discourse in order to form the components of foreign language communicative competence is indicated. On the example of political discourse as a social institution, a modification of a characteristic is demonstrated, which includes participants, goal, genres, strategy, chronotope, materials, discursive formulas and precedent texts. The methodology of the research is presented by the analysis of scientific and methodological literature on the theory of discourse and foreign languages education, as well as monitoring the domestic experience of teaching a foreign language to students of non-linguistic specialization. The author's characteristic of the political discourse, realized through the integration of academic discourse, is offered.

   The scientific novelty of the research lies in substantiating the linguodidactic potential of academic discourse in the formation of institutional types.

   The practical significance of the study lies in the potential for the implementation of academic discourse in the formation of types of institutional discourse. Due to the direct interaction of institutional types with social institutions, their pedagogical component is lost. An additional opportunity for teaching a foreign language opens up through the integration of academic discourse. Knowledge of specialized terminology, mastered in the process of teaching a foreign language, fully meets the needs of modern society. Both from the standpoint of the social order for training specialists, and from the standpoint of socialization in society. This paper proves the linguodidactic potential of academic discourse in the formation of types of institutional discourse.

Об авторе

И. С. Дронов
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Россия

392000

ул. Интернациональная 33

Тамбов



Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова ; под ред. В. Н. Ярцевой ; Ин-т языкознания АН СССР // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1990. – 682 с.

2. Силантьев И. В. Дискурс и жанр / И. В. Силантьев // Вестник НГУ. Серия: История, филология. – 2010. – Т. 9. – № 6. – С. 78–83.

3. Карасик В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5–20.

4. Дейк ван Т. А. Стратегии понимания связного текста / Т. А. ван Дейк // Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1988. – Вып. 23. – С. 153–161.

5. Сусов И. П. Введение в языкознание : учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей / И. П. Сусов. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. – 382 с.

6. Мощанская Е. Ю. Когнитивные модели дискурса профессионального общения при обучении переводчиков / Е. Ю. Мощанская // Образование и наука. – 2012. – № 2 (91). – С. 118–129.

7. Кротков Е. А. Научный дискурс: философско-методологический анализ / Е. Ю. Мощанская // CREDO new. Теоретический журнал. URL: http://credo-new.ru/?p=272.

8. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста / В. Е. Чернявская. – М.: КомКнига, 2009. – 128 с.

9. Эпштейн О. В. Семантико-прагматические и комуникативно-функциональные категории политического дискурса / В. Е. Чернявская // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2008. – № 2. – С. 150-156.

10. Арутюнова Н. Д. Стратегия и тактика речевого поведения / Н. Д. Арутюнова // Прагматические аспекты изучения предложения и текста : сб. науч. тр. – Киев, 1983. – С. 29-35.

11. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность / В. Е. Чернявская. –. М.: Директ‐Медиа, 2014. – 267 с.

12. Перенести в английский вариант

13. Arutyunova N. D. [Discourse]. Lingvisticheskij enciklopedicheskij slovar' [Linguistic Encyclopedia]; ed. by V. N. Yarcevoj. Moscow, Sov. encikl. Publ., 1990. 682 p. (In Russ.).

14. Silant'ev I. V. Diskurs i zhanr [Discourse and genre]. Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya = Vestnik NSU. Series: History, Philology, 2010, vol. 9, no. 6, pp. 78–83.

15. Karasik V. I. [About types of discourse]. Yazykovaya lichnost': institucional'nyj i personal'nyj diskurs. Sb. nauch. tr. [Linguistic personality: institutional and personal discourse. Collection of scientific tr.]. Volgograd, Peremena Publ., 2000, pp. 5–20 (In Russ.).

16. Dejk van T. A. Strategii ponimaniya svyaznogo teksta [Strategies for understanding a coherent text]. Novoe v zarubezhnoj lingvistike = New in Foreign Linguistics, 1988, is. 23, pp. 153–161.

17. Susov I. P. Vvedenie v yazykoznanie [Introduction to Linguistics]. Moscow, AST: Vostok-Zapad Publ., 2008. 382 p.

18. Moshchanskaya E. Yu. Kognitivnye modeli diskursa professional'nogo obshcheniya pri obuchenii perevodchikov [Cognitive models of the discourse of professional communication in the training of translators]. Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2012, no. 2 (91), pp. 118–130.

19. Krotkov E. A. Nauchnyj diskurs: filosofsko-metodologicheskij analiz [Scientific discourse: philosophical and methodological analysis]. CREDO new. Teoreticheskij zhurnal = CREDO New. Theoretical Journal. Available at: http://credo-new.ru/?p=272.

20. Chernyavskaya V. E. Interpretaciya nauchnogo teksta [Interpretation of a scientific text]. Moscow, KomKniga Publ., 2009. 128 p.

21. Epshtejn O. V. Semantiko-pragmaticheskie i komunikativno-funkcional'nye kategorii politicheskogo diskursa [Semantic-pragmatic and communicative-functional categories of political discourse]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of Theory and Practice, 2008, no. 2, pp. 150-156.

22. Arutyunova N. D. [Strategy and tactics of speech behavior]. Pragmaticheskie aspekty izucheniya predlozheniya i teksta. Sb. nauchn. tr. [Pragmatic aspects of the study of sentence and text. Sat. nauch. tr.]. Kiev, 1983, pp. 29-35 (In Russ.).

23. Chernyavskaya V. E. Lingvistika teksta: Polikodovost', intertekstual'nost', interdiskursvinost' [Text linguistics: Polycode, intertextuality, interdiscurrency]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2014. 267 p.


Рецензия

Для цитирования:


Дронов И.С. Лингводидактический потенциал академического дискурса в формации типов институционального дискурса. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(2):28-35.

For citation:


Dronov I.S. Linguodidactic Potential of Academic Discourse in the Formation of Types of Institutional Discourse. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(2):28-35. (In Russ.)

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)