Формирование англоязычных юридических терминов в культурно-историческом контексте
Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей формирования юридических терминов в английском языке. Автором выявлены основные категории терминообразования, рассмотрены формально-языковые, структурно-семантические характеристики терминосочетаний и их компоненты, установлена взаимосвязь между английской правовой терминосистемой и социально-культурными факторами, способствующими эволюции языкового инструментария юристов в различные исторические периоды.
Актуальность темы предпринятого исследования определяется необходимостью изучения историко-культурологических особенностей английского юридического языка, необходимых для постижения картины мира лингвоправового сообщества.
В работе представлены материалы по изучению языковых средств выражения основных юридических терминов в английском языке древне-, средне- и ранненовоанглийского периодов. Наряду с подробным описанием словообразовательных особенностей и функционирования терминов в период с VII–XVII вв. исследуются процессы, приводящие к изменениям формальной и содержательной сторон английской юридической терминосистемы. Комплексный подход к изучению лексики с учетом исторической обусловленности изменений, которым подвергались юридические термины на протяжении десяти веков, позволил наблюдать изменения в составе языковых средств наиболее значимых понятий английского права в начальные периоды его истории, а также определить факторы, ставшие причиной этих изменений. Методологическую базу данного исследования составили метод корреляции языковых и социальных явлений, метод анализа словарных дефиниций, метод лингвистического моделирования. Предложенный автором статьи систематизированный материал эффективен для применения в процессе преподавания, что обусловливает практическую значимость исследования.
Об авторе
О. А. ШатохинаРоссия
Ольга Алексеевна Шатохина, кандидат филологических наук, доцент
357108
Бульвар мира, 17
Невинномысск
Список литературы
1. Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура / В. М. Лейчик. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2007. – 256 с.
2. Дрезен Э. К. Научно-технические термины и обозначения и их стандартизация / Э. К. Дрезен. – М., 1936. – С. 128–129.
3. Оськина С. Д. Актуальные проблемы развития и современного состояния английской терминологии гражданского процессуального права : дис. … канд. филол. наук / Э. К. Дрезен. – Омск, 2007. – 187 с.
4. Гринев С. В. Введение в терминоведение / С. В. Гринев. – М.: Моск. лицей, 1993. – 309 с.
5. Даниленко В. П. Русская терминология / В. П. Даниленко. – М.: Наука, 1977. – 248 с.
6. Longman Dictionary of Contemporary English. London: Longman Group, Ltd., 2015. 2224 p.
7. Попова Е. П. Становление английской юридической терминологии / Е. П. Попова. – М.: РГУП, 2017. – 132 с.
8. Black's Law Dictionary, 9th Edition. Abridged. St. Paul, Minn: West Publishing Company, 2010. 1418 p.
9. Ярцева В. Н. История английского литературного языка IX–XIIвв / В. Н. Ярцева – М. : Наука, 1985. – 246 с.
10. Жирмунский В. М. Развитие строя немецкого языка : Изд. 3-е, испр. и доп. / В. Н. Ярцева. – М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1948. – 300 с.
11. История государства и права зарубежных стран : Ч. 1 / под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова, д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. – М.: Норма, 2014. – 624 с.
12. Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение / С. В. Гринев-Гриневич. – М.: Академия, 2008. – 303 с.
13. Гухман М. М. Литературный язык и культура / М. М. Гухман // Вопросы языкознания. – 1991. – № 5. – С. 115–126.
14. Macmillan English Dictionary. For Advanced Learners. NEW – Macmillan Publishers Limited, 2007. 1692 p.
Рецензия
Для цитирования:
Шатохина О.А. Формирование англоязычных юридических терминов в культурно-историческом контексте. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(2):20-27.
For citation:
Shatokhina O.A. Formation of English-Language Legal Terms in the Cultural and Historical Context. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(2):20-27. (In Russ.)