Выявление состояния сформированности профессионально-личностной готовности профессорско- преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в высшем учебном заведении
Аннотация
Актуальность. Одним из приоритетных направлений современной многоуровневой системы образования, в преобладающем аспекте её модернизации, становится массовое включение контингента с ограниченными возможностями здоровья в школы, колледжи, техникумы, а также в такие учебные структуры, как университеты. Доступность инклюзивного образования рассматривается через обучение «обычных» студентов вместе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, без ощутимой потери качества изучаемых предметов, при исключении абсолютно любой дискриминации. Статья посвящена актуальной проблеме выявления уровня профессионально-личностной готовности преподавателей университета к реализации инклюзивной практики.
Цель исследования. Целью данной статьи является выявление состояния профессионально-личностной готовности преподавателей к реализации инклюзивной практики в вузе.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью решалась одна из основных задач нашей работы, оценка профессионально-личностной готовности преподавателей организации к реализации инклюзивной практики через определение базовой ориентации личности преподавателя, выявление полимотивационных тенденций личности, исследование самооценки профессионально-педагогической мотивации педагога, оценки ориентированности преподавателей на учебно-дисциплинарную и личностную деятельность обучающихся; определение инклюзивной профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава вуза.
Методы. Вышеперечисленные задачи могут быть решены с помощью определенного специально подобранного набора методов: изучение научной литературы по проблеме исследования, персональный опрос, проведение онлайн-тестов, индивидуальные беседы, качественная обработка экспериментальных данных в количественном и качественном эквиваленте.
Результаты. Обобщенные результаты проведенного исследования показывают, что преподаватели организации способны реализовывать инклюзивную практику.
Вывод. Преподаватели организации в большинстве своем готовы к созданию специальных и уникальных в своем роде программ для лиц с любыми ограничениями по здоровью.
Заключение. Необходима разработка новой программы, которая будет способствовать формированию профессионально-личностных компетенций преподавателей высшего учебного заведения, расширению граней привычного представления о возможностях «обычных» студентов и контингента с инвалидностью в формате различных нозологических категорий.
Для цитирования:
Кузнецова М.В. Выявление состояния сформированности профессионально-личностной готовности профессорско- преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в высшем учебном заведении. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(1):146-157.
For citation:
Kuznetsova M.V. Revealing the State of Formation of the Professional and Personal Readiness of the Teaching Staff for the Implementation of Inclusive Education in a Higher Educational Institution. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(1):146-157. (In Russ.)