Выявление состояния сформированности профессионально-личностной готовности профессорско- преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в высшем учебном заведении
Аннотация
Актуальность. Одним из приоритетных направлений современной многоуровневой системы образования, в преобладающем аспекте её модернизации, становится массовое включение контингента с ограниченными возможностями здоровья в школы, колледжи, техникумы, а также в такие учебные структуры, как университеты. Доступность инклюзивного образования рассматривается через обучение «обычных» студентов вместе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, без ощутимой потери качества изучаемых предметов, при исключении абсолютно любой дискриминации. Статья посвящена актуальной проблеме выявления уровня профессионально-личностной готовности преподавателей университета к реализации инклюзивной практики.
Цель исследования. Целью данной статьи является выявление состояния профессионально-личностной готовности преподавателей к реализации инклюзивной практики в вузе.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью решалась одна из основных задач нашей работы, оценка профессионально-личностной готовности преподавателей организации к реализации инклюзивной практики через определение базовой ориентации личности преподавателя, выявление полимотивационных тенденций личности, исследование самооценки профессионально-педагогической мотивации педагога, оценки ориентированности преподавателей на учебно-дисциплинарную и личностную деятельность обучающихся; определение инклюзивной профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава вуза.
Методы. Вышеперечисленные задачи могут быть решены с помощью определенного специально подобранного набора методов: изучение научной литературы по проблеме исследования, персональный опрос, проведение онлайн-тестов, индивидуальные беседы, качественная обработка экспериментальных данных в количественном и качественном эквиваленте.
Результаты. Обобщенные результаты проведенного исследования показывают, что преподаватели организации способны реализовывать инклюзивную практику.
Вывод. Преподаватели организации в большинстве своем готовы к созданию специальных и уникальных в своем роде программ для лиц с любыми ограничениями по здоровью.
Заключение. Необходима разработка новой программы, которая будет способствовать формированию профессионально-личностных компетенций преподавателей высшего учебного заведения, расширению граней привычного представления о возможностях «обычных» студентов и контингента с инвалидностью в формате различных нозологических категорий.
Об авторе
М. В. КузнецоваРоссия
Марина Валерьевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент, специалист
кафедра коммуникологии и психологии
Центр сопровождения инклюзивного образования
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
Список литературы
1. Аверина Е. А Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы / Е. А. Аверина // Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. – 2011. – № 1. – C. 5-11.
2. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 83-92.
3. Алехина С. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, И. В. Вачков // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 97-104.
4. Андрианова Е. И. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, проблемы / Е. И. Андрианова // Вестник НГУ. – 2016. – № 2 (93). – C. 14-16.
5. Арефьева Г. В. Инклюзивное образование как неотъемлемая часть гуманизации современного общества / Г. В. Арефьева, Е. Ю. Крыжановская // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования : материалы Первой Всероссийской конференции с международным участием 19-21 октября 2016 года. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. – С. 252-258.
6. Атымтаева А. О. Повышение качества обучения на основе внедрения инновационных технологий / А. О. Атымтаева // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования : материалы Первой Всероссийской конф. с международным участием 19-21 октября 2016 года. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. – С. 228-230.
7. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 384 с.
8. Васягина Н. Н. Оптимизация профессионально-личностной направленности педагога / Н. Н. Васягина, Н. Ю. Марчук ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2013. – 86 с.
9. Герасименко Ю. А. Доступная среда инклюзивного образования / Ю. А. Герасименко, С. А. Ноздрина // Современные проблемы и условия социализации личности : сб. науч. тр. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012.
10. Герасименко Ю. А. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании толерантности детей инклюзивной школы / Ю. А. Герасименко, С. А. Ноздрина // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства : материалы Междунар. науч.-проф. конф. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология : Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное / И. А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
12. Жданова Л. Г. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вузовского обучения / Л. Г. Жданова // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования : материалы Первой Всероссийской конф. с международным участием 19-21 октября 2016 года. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. – С. 112-116.
13. Оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности специалиста с высшим социально-педагогическим образованием / Н. В. Абрамовских [и др.] – Шадринск: ШГПИ, 2008. – 168 с.
14. Кондратьева С. И. Модель оценки качества инклюзивного образования в ВУЗе / С. И. Кондратьева, И. Н. Мастяева // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2009. – 121 с.
15. Кузьмина О. С. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования / О. С. Кузьмина, Н. В. Чекалева, Т. Ю. Четверикова ; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. – Омск: ООО «Полиграфист», 2014. – 242 с.
16. Формирование инклюзивной компетентности преподавателей в образовательном пространстве вуза / М. В. Кузнецова [и др.] – Курск, 2019. – 167 с.
17. Мартынова Е. А. Организационно-педагогические условия адаптации учебного процесса, отвечающего условиям инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях профессионального образования / Е. А. Мартынова // Проблемы и перспективы образования в России. – 2014. – № 29. – С. 86-94.
18. Мартынова Е. А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования / Е. А. Мартынова, Н. А. Романович // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 2. – С. 48.
19. Родина Л. И. Политика Самарского университета в развитии инклюзивного образования / Л. И. Родина // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования : материалы Первой Всероссийской конф. с международным участием 19-21 октября 2016 года. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. –С. 4-14.
20. Родина Л. И. Готовность преподавателя вуза к организации инклюзивного образования / Л. И. Родина // Вестник Самарского университета. История, педагогика, физиология. – 2019. – Т. 25. – № 4. – С. 91-99.
21. Репринцева Г. А. Профессионально-личностная направленность педагога как система диспозиций / Г. А. Репринцева // Научно-педагогический интернет-журнал. – 2012. – № 12. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1928.htm.
22. Романович Н. А. Челябинский государственный университет – федеральная инновационная площадка по инклюзивному обучению / Н. А. Романович, Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Инклюзивное профессиональное образование : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. – С. 204-209.
23. Хафизулина И. Н. Формирование инклюзвной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. Н. Хафизулина. – Астрахань, 2008. – 22 с.
24. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и алых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психиатрии, 2002. – 490 с.
25. Хван А. А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки / А. А. Хван, Ю. А. Зайцев, Ю. А. Кузнецова // Психологическая диагностика. – 2008. – № 1. – С. 35-58.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова М.В. Выявление состояния сформированности профессионально-личностной готовности профессорско- преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в высшем учебном заведении. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(1):146-157.
For citation:
Kuznetsova M.V. Revealing the State of Formation of the Professional and Personal Readiness of the Teaching Staff for the Implementation of Inclusive Education in a Higher Educational Institution. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(1):146-157. (In Russ.)