Учебники латинского языка для вузов: современная ситуация и проблемы преподавания
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что существующая практика преподавания древнего языка, основанная на традиционных подходах и не сильно изменившаяся с начала XX века, вступает в некоторое противоречие с требованиями настоящего времени. Большинство учебников было написано в XX веке и ориентировано на структурный подход, в основе которого лежит работа с текстами. Однако в наши дни реализация грамматико-переводного метода не может дать прежнего эффекта в условиях сокращения аудиторных часов, возрастающей доли самостоятельной работы студентов и внедрения компетентностного подхода к обучению.
Целями настоящей статьи являются анализ учебно-методической базы преподавания латинского языка в контексте сложившейся практики преподавания и оценка ее эффективности и соответствия современным требованиям.
Авторы статьи выявляют особенности учебников по латинскому языку, используемых в вузах, показывают несоответствие их требованиям сегодняшнего дня и связанные с этим проблемы, а также предлагают возможные варианты их решения.
Соответственно в статье решаются следующие задачи: выявить основные методики, применяемые в известных учебниках латинского языка, отметить их достоинства и недостатки; проследить тенденции развития методики в последние годы; проанализировать, какие изменения необходимо внести в современный учебник, чтобы они соответствовали компетентностному подходу.
Методология. Авторы использовали принятую в современной науке систему подходов и методов, включающую принцип системности и комплексности, методы анализа и синтеза, сравнительный метод.
Результаты. Авторы отмечают, что имеющиеся учебники ориентированы на традиционный подход к преподаванию. В изданиях последних лет наблюдается тенденция к глубокой профилизации учебных пособий, что, по мнению авторов, не способствует лучшему усвоению латинского языка, но, напротив, приводит к поверхностному знакомству с языком. Основные проблемы в обучении латинскому языку в наши дни авторы видят в отсутствии современного пособия и новой методики преподавания, ориентированной на компетентностный подход в высшей школе. Традиционная же методика, ориентированная на реализацию грамматико-переводного метода, как показывает практика, не дает прежнего эффекта при сокращения доли аудиторной работы и переносе акцента на самостоятельную деятельность студентов.
Вывод. Учебник, соответствующий современным требованиям, должен решать совершенно иные задачи: учить решать стандартные и нестандартные задачи, работать в группе, мотивировать на обучение. По мнению авторов, для этого акцент в преподавании следует сместить на более широкое применение алгоритмов, упражнений, тренингов. На данном этапе хорошо дополнить имеющиеся учебники разнообразными рабочими тетрадями, практикумами, сборниками упражнений, чтобы сделать процесс обучения более активным.
Об авторах
И. Ю. ВащеваРоссия
Ирина Юрьевна Ващева, доктор исторических наук, доцент, профессор
кафедра истории древнего мира и средних веков
603950
проспект Гагарина 23
Н. Новгород
Н. Ю. Сивкина
Россия
Наталья Юрьевна Сивкина, доктор исторических наук, доцент, профессор, старший научный сотрудник
кафедра истории древнего мира и средних веков
603950
проспект Гагарина 23
603155
ул. Минина 31а
Н. Новгород
Список литературы
1. Голодников Л. В. Система пособий по латинскому языку для пединститутов и факультетов иностранных языков. ДК / Л. В. Голодников. – Л., 1956.
2. Доватур А. И. Латинский язык : учебник для университетов / А. И. Доватур. – Л., 1974.
3. Каган Ю. М. Латинский язык. Основной курс для самостоятельного изучения / Ю. М. Каган. М.: Канон, 2000.
4. Кацман Н. Л. Латинский язык как общеобразовательный предмет обучения в России на протяжении XX века / Н. Л. Кацман // Индоевропейское языкознание и классическая филология (XIV чтения памяти И. М. Тронского) : Ч. 2. – СПб., 2010. – С. 17-32.
5. Кацман Н. Л. Методика преподавания латинского языка / Н. Л. Кацман. – М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Кацман Н. Л. Методика преподавания латинского языка в институтах и на факультетах иностранных языков / Н. Л. Кацман. – М., 1979. – 141 с.
7. Кацман Л. Н. Сборник упражнений по латинскому языку (для студентов ин-тов и фак. иностр. яз.) / Н. Л. Кацман. – М.: Высш. шк., 1983. – 112 с.
8. Кацман Н. Л. Сборник упражнений по латинскому языку / Н. Л. Кацман. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 126 с.
9. Кацман Н. Л. Латинский язык : учебник для вузов / Н. Л. Кацман, З. А. Покровская. – М.: ВЛАДОС, 2001.
10. Козаржевский А. Ч. Учебник латинского языка / А. Ч. Казаржевский. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
11. Козлова Г. Г. Латинский язык / Г. Г. Козлова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
12. Латинский язык: проверочные и контрольные задания по курсу латинского языка / сост. В. В. Антонов [и др.] ; под ред. А. В. Махлаюка. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2006. – 116 с.
13. Латинский язык : учебник для студентов педагогических вузов / под ред. В. Н. Ярхо, В. И. Лободы. – М.: Высшая школа, 2008. – 384 с.
14. Бикеева Н. Ю. Латинский язык : учебное пособие / Н. Ю. Бикеева, Э. В. Рунг. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011.
15. Медведева Д. И. Латинский язык в контексте европейских языков : учеб. пособие / Д. И. Медведева, И. А. Федорова ; науч. ред.: Т. И. Зеленина, Л. М. Малых. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. – 84 с.
16. Никольский В. Н. Основные положения методики преподавания латинского языка в пединститутах и на факультетах иностранных языков. ДК / В. Н. Никольский. – Л., 1950.
17. Подосинов А. В. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру / А. В. Подосинов. – М.: Прогресс, 1995.
18. Практический курс латинского языка : учеб. пособие / сост. И. Ю. Ващева, Н. А. Касаткина, Е. А. Молев. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. – 208 с.
19. Практический курс латинского языка : учеб. пособие / сост. Н. А. Касаткина [и др.] – Н/ Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. – 220 с.
20. Практический курс латинского языка : учеб. пособие : 2-е изд., испр. и доп./ А. В. Махлаюк [и др.] ; под ред. А. В. Махлаюка. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 204 с.
21. Практический курс латинского языка : учебное пособие / А. В. Махлаюк [и др.] ; под ред. А. В. Махлаюка. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 197 с.
22. Сивкина Н. Ю. Латинский язык: рабочая тетрадь / Н. Ю. Сивкина. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 30 с.
23. Сивкина Н. Ю. Сборник упражнений по латинскому языку / Н. Ю. Сивкина. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2018.
24. Соколов В. С. К вопросу о методике и методологии учебников по древним языкам / В. С. Соколов // ВДИ. – 1949. – № 4 (30). – С. 189-197.
25. Цисык А. З. Латинский язык : учебник / А. Э. Цисык. – Минск: БГМУ, 2008. – 206 с.
26. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики / Л. В. Щерба. – М., 1947.
Рецензия
Для цитирования:
Ващева И.Ю., Сивкина Н.Ю. Учебники латинского языка для вузов: современная ситуация и проблемы преподавания. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(1):135-145. https://doi.org/378
For citation:
Vashcheva I.Yu., Sivkina N.Yu. Latin Language Textbooks for Universities: Current Situation and Problems of Teaching. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(1):135-145. (In Russ.) https://doi.org/378