Компетентностный подход в подготовке управленческих кадров как фактор преодоления функциональной неграмотности
Аннотация
Актуальность избранной темы определяется спецификой внедрения компетентностного подхода в высшем образовании в Российской Федерации.
Отмечается, что стадия институциализации рассматриваемого подхода включает в себя формирование системы принципов и методологических установок, направленных на получение в результате обучения активного и самостоятельно мыслящего субъекта.
Цель работы состоит в определении сущностных характеристик компетентностного подхода при подготовке кадров для государственного и муниципального управления.
В связи с этим задачами исследования выступают уточнение терминов «компетенция» и «компетентность», определение ключевых компетенций при подготовке обучающихся направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», анализ условий и проблем внедрения компетентностного подхода в практику высшего образования, содержание ключевых компетенций в подготовке управленческих кадров.
Важным аспектом исследования стало преодоление функциональной неграмотности, понимаемой авторами как некомпетентность в осуществлении основных способностей. Уточняются признаки исследуемого явления, индикаторы и пути его преодоления.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. ЛевинРоссия
Алексей Иванович Левин, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры
кафедра государственного, муниципального управления и права
305007
ул. Станционная 9
Курск
Л. В. Левина
Россия
Людмила Викторовна Левина, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра иностранных языков
305040
50 лет Октября 94
Курск
Список литературы
1. Дудаев Г. С.-Х. Компетентностный подход и понятие «управленческая компетентность» в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов государственного управления / Г. С.-Х. Дудаев // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-2. – С. 350-354. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34163 (дата обращения: 22. 11. 2020).
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования И. А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос". – 2006. – 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/ 0505.htm.
3. Фирер А. В. О соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» / А, В. Фирер // Омский научный вестник. – 2012. – № 1. – 169–172.
4. Мальцева Т. В. Составные части иноязычной самообразовательной компетентности / Т. В. Мальцева // Профессиональное лингвообразование: материалы Десятой Международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: НИУ РАН-Хи ГС, 2016. – С. 51-59.
5. Махова В. В. Лингво-когнитивные основы формирования иноязычной компетентности студентов в сфере профессиональной коммуникации / В. В. Махова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 2. – С. 37-43.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. – М.: Когито-Центр, 2002. – 396 с.
7. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. – М.: АПКиПРО, 2003. – 101 с.
8. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 138-144.
9. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 3. – С. 21-26.
10. Ямова О. В. Оценка компетенций в ходе государственной итоговой аттестации: опыт практической реализации / О. В. Ямова // Вестник науки и образования. – 2020. – № 1 (79). URL: http://scientificjournal.ru/images/PDF/2020/79/otsenka-kompetentsij.pdf (дата обращения: 31. 09. 2020).
11. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) aSecondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
12. Ключевые компетенции и образовательные стандарты : Доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретический педагогики РАО 23. 02. 02. Центр «Эйдос». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21696577 (дата обращения 22. 11. 2020).
13. Зотов В. В. Компетенции и профессионально важные качества: соотношение понятий и поле применимости в образовании, профессиональной сфере и государственной службе / В. В. Зотов // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. – 2017. – Т. 3, вып. 2 (10). – С. 28-33.
14. Заливанский Б. В. Компетентностный подход в практике профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих / Б. В. Заливанский, Е. В. Самохвалова // Здоровье и образование в XXI веке. – 2016. – № 2. – С. 835-839. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-praktike-professionalnoy-podgotovki-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih (дата обращения: 22. 11. 2020).
15. Функциональная неграмотность // Википедия. [2020–2020]. Дата обновления: 14. 01. 2020. URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=104557511 (дата обращения: 22. 11. 2020).
16. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность – проблема развитых стран / В. П. Чудинова // Социологические исследования. – 1994. – № 3. – С. 98–102.
17. A nation at risk. National Commission on excellence in education. (1983) // Cargan L., Ballantine J. M. Reading in sociology. Fourth edition. Wadsworth Publishing Company. Belmont, California 1987 P. 179–191.
18. Клочкова Т. Н. Преодоление функциональной неграмотности как основное условие эффективности профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих / Т. Н. Клочкова // ВЛАСТЬ. – 2011. – № 8. – С. 40-43.
19. GR: история, модели, практика применения и конфликтогенный потенциал. URL: http://poisk-ru.ru/s13941t3.html (дата обращения: 22. 11. 2020).
20. Рой О. М. Перспективные направления в повышении качества подготовки государственных и муниципальных служащих в России / О. М. Рой // Национальные приоритеты России. – 2017. – № 2 (24). – С. 70-77.
Рецензия
Для цитирования:
Левин А.И., Левина Л.В. Компетентностный подход в подготовке управленческих кадров как фактор преодоления функциональной неграмотности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(1):124-134.
For citation:
Levin A.I., Levina L.V. Competence Approach as a Factor of Overcoming Functional Illiteracy in Training Personnel for State . and Municipal Management. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(1):124-134. (In Russ.)