Психолого-педагогические условия формирования позитивных социально-психологических установок подростков в контексте влияния социальных сетей
Аннотация
Все интенсивнее в последнее время социальные сети влияют на формирование социально-психологических установок подростков, которым крайне сложно успешно социализироваться в современных социально-экономических условиях. К сожалению, зачастую воздействие интернета и социальных сетей на подростков оказывается пагубным и затрудняет процесс социализации, формирует зависимость, блокирует возможность решения личностных проблем подростка.
Целью исследования явилось изучение условий для формирования позитивных социально-психологических установок подростков в контексте влияния социальных сетей.
Эмпирическим путем было доказано, что количество проведенного подростками времени в интернете напрямую влияет на содержание их социально-психологических установок. Чем больше школьники проводят времени в интернете, тем больше у них выражено доминирование Я-направленности. Данный вид направленности в качестве приоритетных установок обусловливает ориентацию подростков на материальные ценности, обогащение и потребление, удовлетворение личных интересов, достижение высокого социального статуса и престижа. Также у данной категории подростков была выявлена тенденция к увеличению показателя эгоизма, сильно выражена ориентация на деньги, за которые можно купить любую жизнь, любовь и счастье. Поскольку подростки с преобладающими негативными социально-психологическими установками нуждаются в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении, нами была разработана программа, которая включает диагностическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и профилактическую работу с обучающимися. Программа психолого-педагогического сопровождения является основой для создания психолого-педагогических условий, способствующих постепенной трансформации негативных социально-психологических установок школьников в позитивные установки для развития самодостаточной, гармонично развитой личности подростка.
Об авторах
И. В. ЛесковаРоссия
Ирина Валерьевна Лескова, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой
кафедра политологии и прикладной политической работы
129226
ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1
Москва
Е. А. Никитина
Россия
Елена Александровна Никитина, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой
кафедра коммуникологии и психологии
305040
50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Термин «Социальные сети» // Социальные сети от А до Я : путеводитель по социальным сетям Интернета. URL: https://vk.com/social_networking_ru
2. Никитина Е. А. Влияние социальных сетей на социально-психологические установки подростков / Е. А. Никитина, А. Ю. Желобанова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11. – № 3. – С. 158.
3. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е. И. Казакова. – СПб.: Питер, 1995. –129 с.
4. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
5. Самыгин С. И. Социальные сети как социальный институт социализации молодёжи / С. И. Самыгин, М. Ю. Попов, Д. С. Загутин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 5. – С. 46-49.
6. Ефимова Г. З. Влияние социальных сетей на личность / Г. З. Ефимова, Е. В. Зюбан // Мир науки : интернет-журнал. – 2016. – Т. 4. – № 5. URL: http://mir-nauki.com.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж, 2001. – 350 с.
8. Крук Ч. Школы будущего / Ч. Крук // Гуманитарные исследования в Интернете. – М.: Терра-Можайск, 2000. – С. 314-332.
9. Дергунов Т. В. Формула менеджмента : Практическое пособие начинающего руководителя / Т. В. Дергунов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 343 с.
10. Войскунский А. Е. Исследование интернета в психологии / А. Е. Войскунский // Интернет и российское общество. – М.: Гендальф, 2002. – С. 235–250.
Рецензия
Для цитирования:
Лескова И.В., Никитина Е.А. Психолого-педагогические условия формирования позитивных социально-психологических установок подростков в контексте влияния социальных сетей. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):242-251.
For citation:
Leskova I.V., Nikitina E.A. Psychological and Pedagogical Conditions for the Formation of Positive Socio-Psychological Attitudes of Adolescents in the Context of the Influence of Social Networks. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):242-251. (In Russ.)