Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Специфика индивидуально-групповых уроков РКИ в рамках контекстного образования

Аннотация

   На сегодняшний день назрела необходимость в разработке последовательной системы методических приемов ведения урока русского языка для иностранных специалистов неязыковых вузов на базе контекстного образования. Будущие профессионалы должны обладать компетенцией, представляющей собой интегративную целостность иноязычной и профессиональной составляющих, обеспечивающую предметную, социальную, социокультурную и психологическую стороны процесса профессиональной деятельности. В статье рассматривается вопрос организации уроков русского языка как иностранного в форме индивидуально-групповой работы с учетом фундаментальных принципов контекстного образования (обучение + воспитание). Цель такого урока – подготовка иностранных специалистов технических специальностей, обладающих развитой профессиональной грамотностью наряду с высоким уровнем социализации и владения русским языком в рамках научного дискурса. Большая часть урока посвящена индивидуальной работе с обучающимися, в процессе которой последние самостоятельно подбирают технические тексты по специальности на русском языке, опираясь на свой уровень владения языком и принцип заинтересованности в предложенной тематике. При этом преподаватель лишь контролирует процесс, корректируя и направляя его в нужное русло. В работе представлены результаты опроса самих обучающихся об их отношении к индивидуально-групповой форме урока. Исследование носит прикладной характер, но его результаты позволят приступить к разработке теоретических основ отраслевого УМК для обучающихся русскому языку как иностранному в неязыковых высших учебных заведениях России. Приводятся доказательства того, что с помощью контекстной модели возможно формирование / совершенствование средствами русского языка (в качестве иностранного) логико-формального, а в определенной мере и творческого мышления будущего профессионала.

Об авторах

В. В. Звягинцева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Виктория Валерьевна Звягинцева, кандидат филологических наук, доцент

кафедра иностранных языков

305040

50 лет Октября 94

Курск

Researcher ID: 738851



T. В. Кружилина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Татьяна Владиславовна Кружилина, кандидат филологических наук, доцент

кафедра иностранных языков

305040

50 лет Октября 94

Курск

Researcher ID: 738898



Список литературы

1. Андреева О. А. Формирование общей и профессиональной культуры студентов направления подготовки «Правоохранительная деятельность» в процессе их ознакомления с тезаурусом латинского языка / О. А. Андреева, В. В. Звягинцева // Обучение иностранному языку : сборник статей Региональной научно-методической конференции, посвященной 55-летию ЮЗГУ и кафедры иностранных языков. – Курск, 2019. – С. 8-15.

2. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования / А. А. Вербицкий. – М.: МПГУ, 2017. – 143 с.

3. Вербицкий А.А. Психология и педагогика контекстного образования : коллективная монография / А. А. Вербицкий ; под науч. ред. А. А. Вербицкого. – М.; СПб., 2018. – 416 с.

4. Звягинцева В. В. Проблемы перевода научных текстов английского медицинского дискурса на русский язык: семантический и синтаксический аспекты / В. В. Звягицева // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: отечественные традиции и международная практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ялта: КФУ им. В. И. Вернадского, 2017. – С. 161-167.

5. Звягинцева В. В. К вопросу об определении границ семейного дискурса в свете лингво-прагматической теории / В. В. Звягинцева // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2010. – № 1 (7). – С. 50-53.

6. Звягинцева В. В. Профессиональная коммуникация в рамках взаимодействия языков / В. В. Звягинцева, И. А. Толмачёва // Язык в научной, профессиональной и межкультурной коммуникации: методика преподавания : сборник материалов Международной научно-методической конференции-семинара. – Курск, 2014. – С. 200-203.

7. Звягинцева В. В. Из опыта обучения английскому языку студентов детского университета и технопарка «ЮЗГУ ЮНИОР» / В. В. Звягинцева, Т. В. Кружилина // Обучение иностранному языку : сборник статей Региональной научно-методической конференции, посвященной 55-летию ЮЗГУ и кафедры иностранных языков. – Курск, 2019. – С. 133-139.

8. Кружилина Т. В. Понимание текста детьми дошкольного возраста с учётом факторов социального окружения ребёнка (экспериментальное исследование) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Т. В. Кружилина. – Тверь, 2014.

9. Кружилина Т. В. К вопросу обучения студентов переводу научной и технической литературы / Т. В. Кружилина // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сборник научных статей Региональной научно-методической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета и кафедры ин. языков. – Курск, 2019. – С. 198-208.

10. Романова Г. М. Реализация академических прав студентов: Россия в Болонском процессе / Г. М. Романова, В. П. Ердакова, М. А. Мазниченко // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28. – № 1. – С. 34-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-akademicheskih-prav-studentov-rossiya-v-bolonskom-protsesse.

11. Троицкий Ю. Л. Погружение в ситуацию как способ понимания (Кейс-метод в образовании) / Ю. Л. Троицкий. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2017. – C.25-29.

12. Тумаларьян В. М. Рефлексия культурная: Культурология ХХ век / В. М. Тумаларьян. – СПб.: Университетская книга, 1998. – C.163.

13. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/culturology20century2volumes1998sl.htm.


Рецензия

Для цитирования:


Звягинцева В.В., Кружилина T.В. Специфика индивидуально-групповых уроков РКИ в рамках контекстного образования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(1):113-123.

For citation:


Zviagintseva V.V., Kruzhilina T.V. Individual and Group Lessons in Learning Russian as a Foreign Language Within the Contextual Training. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(1):113-123. (In Russ.)

Просмотров: 197


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)