Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Региональный компонент в содержании обучения русскому языку как иностранному с использованием информационно-коммуникационных технологий

Аннотация

   Данная статья посвящена региональному аспекту в содержании обучения иностранных слушателей на этапе предвузовской подготовки. Рассматриваются структура и содержание понятия «региональный компонент».
   Целью исследования является разработка модели электронного учебного пособия с включением курского регионального компонента в содержание учебных занятий по русскому языку как иностранному в контексте формирования коммуникативной компетенции и социокультурной адаптации иностранных обучающихся в условиях новой лингвокультуры.
   Для достижения поставленной цели решен комплекс задач: определение структуры и содержания учебного пособия с включением регионального компонента для иностранных слушателей начального этапа подготовки; выявление характера воздействия региональной лингво- и социокультурной специфики на формирование коммуникативной компетенции иностранных обучающихся на этапе довузовской подготовки; влияние регионального компонента на процесс социокультурной адаптации иностранных граждан.
   В рамках данного исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение результатов опыта по разработке модели электронных учебных пособий; сравнительный метод, метод моделирования, описательный метод, наблюдение над учебным процессом. В соответствии с уровнями владения языком, коммуникативными целями и потребностями обучающихся в данном электронном учебном пособии представлены тексты и диалоги для чтения, аудирования, грамматические упражнения, в которые включена лексика с региональной семантикой. Содержание пособия включает речевые (темы, ситуации и коммуникативные задачи), языковые (грамматический, лексический и фонетический минимумы) и информативные материалы, которые объединены темой «Курск в истории и культуре русского народа». Представленная модель электронного учебного пособия с включением курского регионального компонента прошла апробацию в ходе учебного процесса в дистанционном и смешанном форматах обучения.

Об авторах

Т. В. Ковалева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Татьяна Викторовна Ковалева, кандидат исторических наук, доцент

кафедра русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

305040

ул. 50 лет Октября д. 94

Курск

Autor ID: 686170



И. О. Амелина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ирина Олеговна Амелина, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

305040

ул. 50 лет Октября д. 94

Курск

Autor ID: 739989



Список литературы

1. Верещагин Е. М. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров ; под ред. и с послесловием академика Ю. С. Степанова. – М.: Индрик, 2005. – 1040 с.

2. Сенаторова О. А. Учебно-практическое пособие по лингвокультурологии для иностранцев, изучающих русский язык: концепция и содержание / О. А. Сенаторова // Русистика. – 2020. – Т. 18. – № 3. – С. 315–327.

3. Мустафаева Э. И. Лингвострановедческий аспект учебника русского языка как иностранного / Э. И. Мустафаева, Е. В. Булыгина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 8 (38). – Ч. 2. – С. 103-105.

4. Беляева Н. В. Региональный компонент в обучении русскому языку как иностранному (на материале произведений писателей Курского края) / Н. В. Беляева, И. П. Михайлова, Н. П. Шульгина // Мир русского слова. – 2019. – № 4. – С. 34–41.

5. Доминова Т. Н. Знакомство с историко-культурным пространством Петербурга с помощью лингвокраеведческого пособия «Санкт-Петербург – культурная столица России» /Т. Н. Доминова // Динамика языковых процессов в современной России. – 2018. – № 6. – С. 1456–1460.

6. Доминова Т. Н. Информационно-коммуникационные технологии при обучении русскому языку как иностранному: принципы создания мультимедийного учебного пособия / Т. Н. Доминова // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45687516_42256905.pdf (дата обращения 21. 04. 2022).

7. Анисимова И. Н. О важности краеведческих знаний при обучении русскому языку как иностранному (из опыта использования элементарного лингвокраеведческого материала в преподавании русского языка слушателям подготовительного отделения Чувашского государственного университета) / И. Н. Анисимова, О. А. Петрова // Вестник Чувашского университета. – 2015. – № 4. – С. 223-227.

8. Башарова Н. Ф. Региональный компонент в преподавании русского языка как иностранного / Н. Ф. Башарова, Г. Д. Фархетдинова // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 99-102.

9. Пушко О. К. Региональный аспект лингвострановедения в преподавании РКИ / О. К. Пушко // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур : мат-лы Международного форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой» (г. Хабаровск, 16-17 ноября 2016 г.). – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – С. 325-329.

10. Краснова Е. И. Развитие лингвокраеведческой компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в региональном вузе / Е. И. Краснова, Г. К. Абдрахманова, Ю. Г. Пыхтина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 11 (211). – С. 53-58.

11. Степанова Н. С. Организация межэтнического взаимодействия в процессе социокультурной адаптации иностранных обучающихся на этапе предвузовской подготовки // Н. С. Степанова, Т. В. Ковалева, И. О. Амелина ; отв. ред.: М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова // III Международный конгресс преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ «Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность : IV Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан» (16–18 октября 2019 года, Москва) : сборник статей. – М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2019. – С. 514–518.

12. Васильева Ю. А. Лингводидактическое описание страноведчески ориентированной лексики в обучении русскому языку как иностранному / Ю. А. Васильева // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 168-175.

13. Выхованец Н. А. Региональный компонент как основа культуроориентированной методики преподавания РКИ / Н. А. Выхованец // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. – 2015. – Т. 6. – № 4. – С. 424-428.

14. Абрамова М. В. Региональный компонент в конструировании учебного пособия лингвострановедческого характера / М. В. Абрамова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 11 (89). – Ч. 2. – С. 421-424.

15. Пылкова А. А. Педагогический дизайн учебного пособия по русскому языку как иностранному с учетом регионального компонента: концепция коммуникативного моделирования на примере краеведческого материла Хабаровска / А. А. Пылкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 14. – Вып. 1. – С. 223-231.

16. Антонова Л. Н. Региональный компонент в преподавании русского языка как иностранного: уточнение понятия / Л. Н. Антонова // Концепт : научно-методический электронный журнал. – 2021. – № 11 (ноябрь). – С. 1–15.

17. Stepanova N. S., Amelina I. O., Gromenko M. V., Kovaleva T. V. RFL Online Course in Moodle LMS: Development and Application // TSNI 2021 – Textbook: Focus on Students' National Identity. М., 2021. P. 905-919.


Рецензия

Для цитирования:


Ковалева Т.В., Амелина И.О. Региональный компонент в содержании обучения русскому языку как иностранному с использованием информационно-коммуникационных технологий. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):213-225.

For citation:


Kovaleva T.V., Amelina I.O. Regional Component in the Content of Teaching Russian as a Foreign Language with the USE of Information and Communication Technologies. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):213-225. (In Russ.)

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)