Применение опорных схем в практике преподавания иностранного языка студентам-юристам как формирование технологии развития компетенции профессиональной коммуникации
Аннотация
В статье рассматривается технология опорных схем, эффективная в практическом обучении иностранному языку для решения многофункциональных задач. Предлагаются 3 типа схем, ориентированных на развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку студентов-юристов. Опорная схема содержит своего рода «подсказку» для обучающихся: вербальное выражение, краткий тезис или термины в качестве опорного сигнала. Опорная схема представляет собой вспомогательный инструмент, направлена на то, чтобы облегчить понимание или запоминание новой информации, закрепить материал. Эффективность схемы основана на активизации и взаимодействии разных видов восприятия и памяти, а именно: визуального восприятия, образной и словесно-логической памяти. Рассматриваемые в статье схемы трех уровней оформляются как пошаговый алгоритм для того, чтобы дать студентам надлежащие навыки предполагающей импровизацию диалогической устной речи в профессиональной коммуникации. В условиях изучения иностранного языка студентами-нелингвистами, а именно будущими юристами, экономистами, строителями и другими специалистами, навык активного говорения является наиболее сложным, тем более, что его предстоит развивать в условиях профессиональной коммуникации, наряду со вводом специальной лексики, одновременно с развитием навыков перевода, письменной речи. Для сочетания базового лингвистического обучения с активным применением специальной терминологии развитием навыка решения профессиональных задач применяется интегративный подход. В статье обосновывается необходимость научить будущих специалистов участвовать в ситуациях общения, ориентированных на профессиональную деятельность, а также помочь обучающимся освоить алгоритм применения и самостоятельного составления опорной схемы, позволяющей в краткой форме изложить основной смысл информации, ориентированной на визуальное восприятие, осмысление и последующее вербальное высказывание. Метод опорных схем при условии разработки и применения моделей разных уровней может оформиться в технологию, направленную на развитие навыка говорения и на активизацию мотивированности обучающихся, поскольку способствует развитию навыков профессиональной коммуникации на разных уровнях общения.
Об авторе
Л. Н. КазаковаРоссия
Людмила Николаевна Казакова, кандидат филологических наук, доцент
кафедра экономики, управления и гуманитарных наук
305021
ул. Карла Маркса, д. 70
Курск
Список литературы
1. Гумилев Л. Н. В поисках вымышленного царства / Л. Н. Гумилев. – М: Азбука, 2014. – 480 с.
2. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. – М.: ЕВРОШКОЛА, 2004. – 236 с.
3. Рогова Г. В. Методика обучения немецкому языку на начальном этапе в средней школе / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – М., 2000.
4. Казакова Л. Н. Иностранный язык (английский) в сфере юриспруденции / Л. Н. Казакова, А. Б. Ставинская. – Курск, 2021. –133 с.
5. Казакова Л. Н. Личностная и профессиональная толерантность как составляющие профессиональной компетентности студентов юридических специальностей / Л. Н. Казакова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 178-188.
6. Kazakova L. N., Thomas E. N. Block schemes in practical use: teaching English vocabulary to Law students // Language for special purposes: system, function, environment: collection of scientific articles. Kursk, 2020. P. 184-189.
7. Stempleski S., Tomalin B. Film. Oxford: Oxford University Press, 2010. 161 p.
8. Soudek M., Soudek L. J. Non-verbal channels in language learning // ELT j. Apr. 1985. Vol. 39/2. 358 р.
9. Казакова Л. Н. Формирование коммуникативной готовности к восприятию аудио- и видеоматериалов в преподавании английского языка студентам юридических специальностей / Л. Н. Казакова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 142-148.
Рецензия
Для цитирования:
Казакова Л.Н. Применение опорных схем в практике преподавания иностранного языка студентам-юристам как формирование технологии развития компетенции профессиональной коммуникации. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):204-212.
For citation:
Kazakova L.N. Applying Supportive Schemes in the Process of Teaching Foreign Language to the Law Students as a way to form the Technology of the Development Professional Communication Competence. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):204-212. (In Russ.)