Коммуникационные модели и стратегии профессионального общения для будущих магистров языкового образования
Аннотация
Данная работа посвящена исследованию коммуникационных моделей и стратегий профессионального общения для будущих магистров языкового образования.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью овладения будущими магистрами профессиональным общением, коммуникационными моделями и стратегиями для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Цель данной работы – обзор коммуникационных моделей и стратегий профессионального общения в рамках подготовки будущих профильных специалистов языкового образования.
В задачи исследования входило проведение анализа научной литературы по теме работы, опрос будущих профильных специалистов языкового образования, анализ полученных результатов.
Так, были рассмотрены коммуникационные модели Аристотеля, Шеннона-Уивера, Шрамма, Берло и спиральная коммуникационная модель. Наиболее эффективной моделью для овладения профессиональным общением будущими профильными специалистами языкового образования признана модель Уилбура Шрамма. Данная модель иллюстрирует полную идею процесса коммуникации и дополнительно обобщает идею других четырех моделей. Ведущими стратегиями профессионального общения были признаны координативные, коллоборативные и контрадактивные. По результатам проведенного опроса выяснилось, что большинство опрошенных считают коллаборативные стратегии наиболее эффективными в профессиональном общении, так как они позволяют выстраивать наиболее результативную коммуникацию. Проведенный опрос показал, что наиболее ценными критериями для профессионального иноязычного общения испытуемые считают критерии типичности, актуальности, коммуникативности и наглядности. Наиболее значимым навыком опрошенные признают диалогическое общение. Вывод данного исследования в том, что будущим профильным специалистам языкового образования необходимо владеть стратегиями профессионального общения и знаниями о коммуникационных моделях для эффективного осуществления их профессиональной деятельности.
Об авторах
Н. П. МашкинаРоссия
Наталья Павловна Машкина, преподаватель
кафедра теоретической и прикладной лингвистики
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
Е. Р. Заикина
Россия
Елизавета Романовна Заикина, студент
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
А. А. Романенко
Россия
Анастасия Алексеевна Романенко, студент
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
В. А. Гусева
Россия
Виолетта Алексеевна Гусева, студент
305040
ул. 50 лет Октября 94
Курск
Список литературы
1. Harper, D. Communication. Etymology Dictionary. Boston, MA: McGraw-Hill, 2013. P. 56-57.
2. Lunenburg F. C. Communication: The process, barriers, and improving effectiveness // Schooling, 2010, 1 (1), 1-2.
3. Clarke A. Situational analysis. Grounded theory after postmodern turn. London: Sage, 2005. P. 78.
4. Zolotukhin S. A., Mashkina N. P., Sinkevich K. M., Laktionov V. V. Professional Communication Strategies in the Design Process of an Open Education Tutor // JOURNAL FOR EDUCATORS TEACHERS AND TRAINERS. 2021. Vol. 12. No 1. P. 48-56. URL: https://archives.palarch.nl/index.php/jae/article/view/995
5. Машкина Н. П. Теоретические положения, обеспечивающие эффективность формирования стратегий профессионального общения будущих магистров педагогического образования в поликультурной среде / Н. П. Машкина, Н. А. Тарасюк // Ученые записки : Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2018. – Вып. 4 (48).
6. Машкина Н. П. Формирование межкультурной компетенции студентов в образовательной организации высшего образования : монография / Н. П. Машкина. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – 100 с.
7. Verhoevena Piet, Zerfassb Ansgar, Tench Ralph. “Strategic Orientation of Communication Professionals in Europe” // International Journal of Strategic Communication, 2011, vol. 5, is. 2, pp. 95-117.
8. Holtzhausen Derina R., Zerfass Ansgar, “Strategic Communication Opportunities and Challenges of the Research Area”, 2014, pp. 3-17.
9. Tănăsescu Dorina, Lupu Maria-Magdalena, Petrescu Marius. Comunicarea integrată, Ed. Bibliotheca, Târgoviște. 2014. P. 29.
10. Antonino M. T. M., et al. (2016). Oral communication in context. Malabon City, Philippines: Mutya Publishing House, Inc.
11. Тырхеева Н. С. Формирование МКК при обучении иностранному языку на языковых курсах (на материале французского языка, начальный этап) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. С. Тырхеева. – СПб., 2007. – 23 с.
12. Сухова Н. А. Развитие культурно-страноведческой компетенции на основе аутентичных материалов : дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Сухова. – СПб., 2001. – 163 с.
13. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. – М.: Русский язык, 1977. – 288 с.
Рецензия
Для цитирования:
Машкина Н.П., Заикина Е.Р., Романенко А.А., Гусева В.А. Коммуникационные модели и стратегии профессионального общения для будущих магистров языкового образования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):194-203.
For citation:
Mashkina N.P., Zaikina E.R., Romanenko A.A., Guseva V.A. Communication Models and Strategies of Professional Communication for Future Specialists in Language Education. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):194-203. (In Russ.)