Детализация основных трудностей и методов их преодоления при освоении базовых объективных методов исследования у студентов медиков с различным уровнем подготовки
Аннотация
Проблема освоения практических навыков по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» в профессиональных кругах приобрела масштаб широкой дискуссии. Такое внимание обусловлено высокими требованиями к диагностическим навыкам врача, базис которых закладывается при освоении методов объективного исследования систем органов обучающимися второго-третьего курса медицинских университетов. В текущей ситуации остро стоит вопрос выбора методологии обучения, способной качественно повысить уровень подготовки специалистов.
Целью данного исследования является определение закономерностей между трудностями в объективном освоении различных систем органов, используемыми методами подготовки к занятиям и уровнем успеваемости студента.
В результате проведения онлайн-анкетирования была получена база ответов студентов 2 курса педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова в возрасте 19-20 лет. Анкета состояла из вопросов о субъективной оценке уровня освоения практических навыков респондентом, о трудностях и используемых методах подготовки к занятиям в рамках той или иной системы органов. Такая система опроса позволила ранжировать как системы органов в порядке убывания их трудности от сердечно-сосудистой до респираторной, пищеварительной и мочевыделительной, так и практические навыки - от аускультации, перкуссии до пальпации и осмотра. Ранжирование студентов по уровню освоения материала позволило выявить следующую закономерность для данной выборки: чем выше была оценка полноты изучения дисциплины, тем меньшее количество трудностей испытывал респондент в процессе обучения. Ведущими методами освоения материала оказались практика у постели больного и на здоровых добровольцах, а также индивидуальная работа с преподавателем.
Об авторах
Д. В. ПоляковРоссия
Дмитрий Викторович Поляков, кандидат медицинских наук, доцент
педиатрический факультет
кафедры пропедевтики внутренних болезней
117997
ул. Островитянова, д. 1
Москва
Д. А. Сигунова
Россия
Диана Андреевна Сигунова, студент
педиатрический факультет
117997
ул. Островитянова, д. 1
Москва
М. А. Иванова
Россия
Мария Алексеевна Иванова, студент
педиатрический факультет
117997
ул. Островитянова, д. 1
Москва
Г. С. Полякова
Россия
Галина Сергеевна Полякова, ассистент
кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики
305000
ул. К. Маркса 3
Курск
Список литературы
1. Шейман И. М. Кадровая политика в здравоохранении: как преодолеть дефицит врачей / И. М. Шейман, С. В. Cажина // Мир России. Социология. Этнология. – 2018. – № 3. – С. 130-153.
2. Ивашко С. В. Выпускникам медвузов не хватает практики / С. В. Ивашко // Урология сегодня. – 2013. – № 2 (24). – С. 7.
3. Хощенко Ю. А. Особенности формирования практических навыков у выпускников медицинского института / Ю. А. Хощенко, Т. А. Начетова, А. В. Нагорный // Виртуальные технологии в медицине. – 2018. – № (2). – С. 22-23.
4. Отчет по итогам мониторингового социологического исследования Минобр России среди выпускников Астраханского государственного университета в 2020 году. URL: https://asu.edu.ru/images/File/2020-Otchet-udovletvorennost-vipusknikov-i-rabotodateley.PDF
5. Ефанов A. B. Профессиональная практика студентов: теория, организация, эффективность / А. В. Ефанов. – Екатеринбург: РГППУ, 2010. – С. 4-6.
6. Shah N., Desai C., Jorwekar G., Badyal D., Singh T. Competency-based medical education: An overview and application in pharmacology // Indian J Pharmacol. 2016 Oct; 48 (Suppl 1): S5-S9. doi: 10.4103/0253-7613.193312. PMID: 28031599; PMCID: PMC5178056.
7. Веденьев К. Ю. Ключевые проблемы коммуникации среди преподавателей и обучающихся на международном факультете / К. Ю. Веденьев, Д. В. Поляков, Е. Н. Конопля ; КГМУ; ООО «МедТестИнфо» // Язык. Образование. Культура : сборник научных трудов по материалам ХIII Всероссийской научно-практической электронной конференции с международным участием, посвященной 85-летию КГМУ. Курск, 22–27 апреля 2019 года. – Курск: КГМУ, 2019. – С. 133-136.
8. Брянцев А. О. Дидактические методы общения – факторы повышения эффективности учебного процесса / А. О. Брянцев, Д. В. Поляков, Г. В. Кукушка // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации : сборник материалов IV Международной научно-методической онлайн-конференции, Курск, 14 мая 2019 года. – Курск: КГМУ, 2019. – С. 163-166.
9. Таптыгина Е. В. Процесс формирования soft skills в медицинском вузе / Е. В. Таптыгина // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2018. – № 2 (32). – С. 68-74.
10. Поляков Д. В. Средняя и высшая школа – зависимый и взаимодополняющий конгломерат успешного образования / Д. В. Поляков, И. О. Мальцева, М. Е. Морошнева // Коллекция гуманитарных исследований : Электронный научный журнал. – 2019. – № 5 (20). – С. 57-60.
11. Особенности преподавания пропедевтики внутренних болезней на педиатрическом факультете в новых условиях / Е. В. Иванишкина [и др.] // Проблемні питання педіатрії та вищої медичної освіти. – 2014. – № 7. – С. 108-111.
12. Поляков Д. В. Формирование учебной мотивации студентов международного факультета в условиях повышения качества медицинского образования / Д. В. Поляков, А. Д. Полосухина ; ВГМУ // Актуальные вопросы обучения зарубежных граждан в медицинских вузах : материалы V Российской научно-практической конференции с международным участием. Посвящено 85-летнему юбилею ВГМУ, Волгоград, 28 января 2020 года. – Волгоград: ВГМУ, 2020. – С. 216-218.
13. Ласков В. Б. Мультимедийные технологии и их место в лекционном курсе при преподавании неврологии / В. Б. Ласков ; под ред. А. И. Лазарева // Факультет последипломного образования: 20 лет на службе здравоохранения : материалы Региональной научно-практ. конференции, посвященной 20-летию факультета последипломного образования КГМУ. 24 марта 2006 г. – Курск: КГМУ, 2006. – С. 83-84.
14. Ласков В. Б. Место элементов дистанционного образования и возможности их внедрения на кафедре неврологии и нейрохирургии / В. Б. Ласков // Ценностно-мотивационные ориентации студентов и преподавателей в обеспечении качества образовательного процесса : сборник материалов ежегодной учебно-методич. конф., 30-31 января 2006 г. – Курск: КГМУ, 2006. – С. 87.
15. Кривошеев О. Г. Проблемы и перспективы преподавания курса внутренних болезней в медицинском вузе / О. Г. Кривошеев // Оренбургский медицинский вестник. – 2014. – № 1 (5). – С. 70-75.
16. Медоева А. А. Пропедевтика внутренних болезней: традиции и инновации преподавания / А. А. Медоева // Сборник тезисов XI Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования-2020». 29 сентября – 2 октября 2020 года, Москва, ONLINE. – М.: Изд-во ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России, 2020. – С. 20.
17. Методики практических навыков. Базовые трудности, взгляд студента / Г. П. Арутюнов [и др.] // Коллекция гуманитарных исследований. – 2021. – № 2 (27). – С. 52-66.
18. Спорные вопросы преподавания пропедевтики внутренних болезней / Н. Ю. Папшицкая [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3–2. – С. 130–133.
Рецензия
Для цитирования:
Поляков Д.В., Сигунова Д.А., Иванова М.А., Полякова Г.С. Детализация основных трудностей и методов их преодоления при освоении базовых объективных методов исследования у студентов медиков с различным уровнем подготовки. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):176-193.
For citation:
Polyakov D.V., Sigunova D.A., Ivanova M.A., Polyakova G.S. Detailing of the Main Difficulties and Methods for Overcoming them in Mastering the Basic Objective Research Methods by Medical Students with Different Levels of Training. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):176-193. (In Russ.)