Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Моделирование процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии как отражение реалий современного общества (на примере будущего учителя иностранного языка)

Аннотация

   В настоящее время перед образованием стоит очень важная и сложная задача по подготовке специалистов высокого класса, владеющих не только своим предметом, но и современными технологиями и средствами обучения. Современное профессиональное образование должно быть ориентировано на подготовку студента с уже сформированным ценностным отношением к своей будущей педагогической профессии.

   Именно это определяет актуальность нашей работы.

   Целями исследования стали теоретическое обоснование, а также разработка педагогической модели формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов педагогических специальностей в современных условиях.
   Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи: 1) изучить современное состояние проблемы ценностного отношения к педагогической профессии в гуманитарной парадигме; 2) разработать и описать педагогическую модель формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов с дальнейшей возможностью практической апробации в рамках реального обучения.

   В качестве основных методов, используемых в работе, были выбраны анализ и систематизация научных исследований, анализ существующих методик и подходов к формированию ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка, а также метод педагогического моделирования. В результате проведённой работы была обоснована важность формирования высокого ценностного отношения к будущей педагогической специальности (в частности, учителя иностранного языка) на этапе обучения в университете, а также разработана педагогическая модель, реализация которой на практике позволит достичь желаемого уровня ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка в реалиях современного мира.

Об авторе

А. В. Анненкова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Антонина Владимировна Анненкова, кандидат филологических наук, доцент

305040

ул. 50 лет Октября 94

Курск



Список литературы

1. Eagly A. H., Chaiken S. The advantages of an inclusive definition of attitude // Social Cognition. 2007. No 25 (5). P. 582-602.

2. Анненкова А. В. Понятие ценности и ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических специальностей / А. В. Анненкова // Научный поиск молодых исследователей: электр. науч. журнал. – 2017. – № 1 (5). URL: https://scientific-search.kursksu.ru/pages/index (дата обращения: 7. 12. 2020).

3. Таныгина Е. А. Образ современной школы в сознании русскоязычных студентов / Е. А. Таныгина, Н. Г. Нефедов, Н. Ю. Рубцов // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. статей VIII Междун. научно-практ. конф. – Курск, 2020. – С. 412-416.

4. Таныгина Е. А. Образ университета, стоящий за словами образование, ВУЗ, университет в сознании современных студентов / Е. А. Таныгина, Т. С. Никитенкова // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». – 2020. – № 4 (67). – С. 87-97.

5. Лейва Д. Э. Э. Влияние искусственной языковой среды на овладение иностранным языком / Д. Э. Э. Лейва, А. В. Сороколетова // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. материалов VI Междун. научно-практ. конф. – Курск, 2016. – С. 191-196.

6. Aktan O., Toraman Ç., Orakcı Ş. Relationships between teachers' professional values, attitudes, and concerns about the profession in Turkey // Issues in Educational Research. 2020. No 30 (2). P. 397-419.

7. Hammer D. P. Professional attitudes and behaviours: The “A’s and B’s” of professionalism // American Journal of Pharmaceutical Education. 2000. No 64. P. 455-464.

8. Артюшина М. Н. Социально-педагогические условия формирования ценностных отношений / М. Н. Артюшина // Психологическая наука и образование: электр. журнал. – 2012. – № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53600_full.shtml (дата обращения: 07. 12. 2020).

9. Анненкова А. В. Право как структурный элемент ценностной системы индивида и общества / А. В. Анненкова, Р. М. Моралес // Права человека: история, теория, практика : сб. науч. ст. VIII Всерос. науч.-практ. конф. – Курск, 2019. – С. 10-13.

10. Murdoch I. The sovereignty of good. New York: Routledge and Kegan Paul, 1970. 106 p.

11. Ryle G. Can virtue be taught? // Education and the development of reason, ed. R. F. Deardon, P. H. Hirst, and R. S. Peters, London: Routledge and Kegan Paul, 1972. P. 434-447.

12. Hemming J. Moral education // The humanist outlook, ed. A. J. Ayer, London: Pemberton, 1968. P. 115-127.

13. Jarrett J. L. The teaching of values: Caring and appreciation. London: Routledge, 1991. 248 p.

14. Анненкова А. В. Формирование ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов во время обучения в педагогическом вузе / А. В. Анненкова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : ст. № 10. – Курск: КГУ, 2019. (CD-ROM).

15. Collinson V. Sources of teachers’ values and attitudes, Teacher Development // An international journal of teachers' professional development. 2012. No 16 (3). P. 321-344.

16. Ермакова Н. Г. Ценностное отношение обучающихся к выбору военной профессии: системный анализ / Н. Г. Ермакова // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. – 2013. – № 15. – С. 27-32.

17. Завоеванная Н. Проблема ценностного отношения к профессиональной педагогической деятельности / Н. Завоеванная. URL: https://vk.com/motiv_pozitiv (дата обращения: 07. 12. 2020).

18. Svinicki M., McKeachie W. J. McKeachie’s Teaching Tips: Strategies, Research, and Theory for College and University Teachers (9th eds.) // Lexington, mass; D. C. Health and Company, 1994. 415 p.

19. Mordi C. Factors Associated with Pupil’s Attitudes Towards Science in Nigerian Primary Schools // Res. Sci. Technol. Educ. 1991. No 9 (1). P. 39-41.

20. Schibeci R. A., Riley J. P. Influence of Students’ Background and Perception on Science Attitudes and Achievement // J. Res. Sci. Teach. 1986. No 23 (3). P. 177-187.

21. Анненкова А. В. Обзор теоретико-методологических аспектов процесса формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов педагогических специальностей / А. В. Анненкова // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сб. науч. статей регионал. науч.-метод. конф. – Курск, 2019. – С. 37-50.

22. Анненкова А. В. К проблеме разработки модели формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии учителя / А. В. Анненкова // Научный поиск молодых исследователей : электр. науч. журнал. – 2017. – № 2 (6). URL: https://scientific-search.kursksu.ru/pages/index (дата обращения: 07. 12. 2020).

23. Тюнякин А. И. Формирование ценностных отношений будущих магистров педагогического образования к межкультурному взаимодействию: на примере магистерской программы «Языковое образование: иностранные языки» : дис. ... канд. пед. наук / А. И. Тюнякин. – Курск, 2016. – 183 с.

24. Трубников Н. Н. О категориях цель, средство, результат / Н. Н. Трубников. – М.: Изд-во «Высшая Школа», 1968. – 148 с.

25. Яковлев Е. В. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 3. – С. 85-92.

26. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 1 (103). – С. 5-11.

27. Боровикова Т. В. Социокультурный подход как методология педагогических исследований / Т. В. Боровикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 5. – С. 14-21.

28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

29. Иванова Э. В. Применение технологии проблемно-деятельностного подхода в учебном образовательном процессе / Э. В. Иванова. URL: https://rep.brsu.by/bitstream/handle/123456789/4479/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%90.%20%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D1%83%D0%BA%20%D0%A2.%D0%90.%20%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D1%8B%20%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%201.doc?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 07. 12. 2020).

30. Шептуховский М. В. Деятельностный подход в педагогических исследованиях / М. В. Шептуховский // Научный поиск. – 2012. – № 2 (6). – С. 26-27.

31. Шамов А. Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация : дис. ... д-ра. пед. наук / А. Н. Шамов. – Н. Новгород, 2006. – 537 с.

32. Воронина Н. В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению студентов самоконтролю / Н. В. Воронина // Предметная и методическая компетентность как важнейшая составляющая профессионального мастерства преподавателя иностранного языка : материалы III общеуниверситет. семинара. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка, 2016. – С. 68-71.

33. Измайлов А. О. Профессиональная направленность как понятие и принцип (Общепедагогическое рассмотрение вопроса) / А. О. Измайлов, М. И. Махмутов // Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и проф.-тех. подготовки молодых рабочих. – М., 1982. – С. 4-31.

34. Мосалова А. И. Принципы обучения иноязычному профессиональному общению студентов-экономистов в рамках лингвопрагматического подхода / А. И. Мосалова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 3 (131). – С. 105-111.

35. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 c.

36. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков : 2-е изд. / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

37. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М.: Русский язык, 1989. – 276 с.

38. Щуркова Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 128 с.

39. Хондкарян Р. М. Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности учащихся и учителей / Р. М. Хондкарян. URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/638920/ (дата обращения: 07. 12. 2020).

40. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1992. – 154 с.

41. Бударина А. О. Использование принципа рефлексивности в профессиональной подготовке будущего лингвиста-переводчика / А. О. Бударина // Вестник РГУ им. И. Канта. – 2008. – Вып. 5. Педагогические и психологические науки. – С. 82-85.

42. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Рос. энцикл., 2002. – 528 c.

43. Литвинова О. В. Интерактивный метод обучения / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1390-1392.

44. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

45. Педагогика / В. А. Сластёнин [и др.] – М.: Школа-Пресс, 1997. URL: http://texts.news/knigi-pedagogike-uchebniki/vospitanie-kak-protsess-interiorizatsii-42456.html (дата обращения: 07. 12. 2020).

46. Минияров В. М. Характеристика компонентов, составляющих педагогическую готовность будущих специалистов технического профиля к профессиональной педагогической деятельности / В. М. Минияров, Л. М. Бубнова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11 (часть 1). – С. 98-101.

47. Анненкова А. В. Методические аспекты моделирования процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии учителя иностранного языка у студентов педагогического вуза / А. В. Анненкова, Ю. И. Семенова [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : ст. № 6. – Курск, 2017. (CD-ROM).


Рецензия

Для цитирования:


Анненкова А.В. Моделирование процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии как отражение реалий современного общества (на примере будущего учителя иностранного языка). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021;11(1):94-112.

For citation:


Annenkova A.V. Modelling of the Formation of Value-Based Attitude Towards a Future Teaching Profession as the Reflection of Contemporary Society (Example of Future Foreign Language Teachers). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2021;11(1):94-112. (In Russ.)

Просмотров: 154


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)