Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Специфика дискурса о современной литературно-художественной книге в новых медиа: прагмастилистический аспект книжного блогинга

Аннотация

   В статье рассмотрены выявленные автором особенности применения прагмастилистических средств в блог-текстах, которые предлагается рассматривать как «любительские» микрорецензии на литературно-художественное произведение.

   Целью статьи является прагмастилистическая характеристика непрофессионального медийного дискурса о книгах, которая позволяет выявить аксиологически значимую специфику этого объекта через когнитивные доминанты, репрезентируемые в субъективно-
оценочной плоскости.

   В качестве эмпирического материала использовались медиатексты с рецензиями на роман Э. Лимонова «Это я – Эдичка», в которых зафиксированы различные, нередко противоречивые, оценки произведения. На основании тематического принципа концептуального взаимодействия в дискурсе о книге в качестве доминант выделены концепты «жанр», «сюжет», «язык», «скандал» и «автор» и дана характеристика средств их репрезентации в оценочных суждениях авторов рецензий. Установлено, что направление воздействия на ментальные структуры в когнитивном сознании адресата определяют средства языка, обладающие прагмастилистическим потенциалом. К ним относятся оценочные эпитеты, перифразы, элементы гипержаргона, семантико-прагматические компоненты высказывания, отрицание, пейоративы и мелиоративы. Специфика дискурса о современной литературно-художественной книге в новых медиа состоит в сочетании разнообразных средств выражения субъективной оценки как в стилистическом, так и в функциональном отношении. Наряду с информативной и развлекательной функцией, книжный блогинг может выполнять функцию продвижения книги, вызывая определенные реакции адресата в случае совпадения концептуальных систем автора и читателя, пресуппозиционального фонда культурных знаний и эмоциональности способа выражения отношения рецензента к репрезентуемому объекту. Исследование выполнено с применением когнитивно-дискурсивного подхода и метода прагмастилистического анализа, который позволил установить способы реализации оценки произведения в рамках выявленных когнитивных доминант медиатекстов рецензий в книжном блогинге.

Об авторе

Г. А. Пескишев
Вятский государственный университет (ВятГУ)
Россия

Григорий Александрович Пескишев, аспирант

кафедра русского языка, культуры речи и методики обучения

610000

ул. Московская, д. 36

Киров



Список литературы

1. Басовская Е. Н. Жанр интернет-рецензии: взаимодействие стилевых стихий / Е, Н. Басовская // Актуальные проблемы стилистики. – 2018. – № 4. – С. 122-126.

2. Семилет Т. А. Социальные сети как культурные матрицы интернет-коммуникации / Т. А. Семилет [и др.] // Культура и текст. – 2019. – № 3 (38). – С. 226-242.

3. Селютина Е. А. Языковая личность и книжная культура: экспертирование литературных новинок в сетевых медиа / Е. А. Селютина // Языковая личность в современном коммуникативном поле. – Челябинск: ООО Центр интеллектуальных услуг «Энциклопедия», 2017. – С. 134-150.

4. Молитвина Н. Н. Литературная рецензия в современном медиадискурсе (жанрово-стилистический аспект) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. Н. Молитвина. – М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2017. – 22 с.

5. Меншатова О. В. Книжный блогинг как способ продвижения книги и чтения / О. В. Меншатова // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность. – Ижевск, 2020. – С. 568-573.

6. Клементьева Е. В. Прагматические функции имплицитной информации как средства воздействия в рекламе / Е. В. Клементьева, Е. В. Максименко // Культурная жизнь Юга России. – 2014. – № 3. – С. 84-87.

7. Колесникова О. И. Сигналы эстетической информации как факторы персуазивности в книжной рекламе / О. И. Колесникова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2014. – № 4. – С. 100-108.

8. Ламбарджян С. П. О прагмастилистическом потенциале модусной категории персуазивности / С. П. Ламбарджян // Русский язык на перекрёстке эпох: традиции и инновации в русистике. – Ереван, 2016. – С. 98-102.

9. Болдырев Н. Н. Когнитивные доминанты речевого взаимодействия / Н. Н. Болдырев, В. С. Григорьева // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2018. – № 4 (57). – С. 15-24.

10. Колесникова О. И. Персуазивный текст издательской аннотации: лингвокультурный аспект / О. И. Колесникова // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2020. – № 22. – С. 125-138.

11. Русский семантический словарь. URL: http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068 (дата обращения: 25. 05. 2021).

12. Сомова Е. Г. Стилистические средства рекламного медиатекста / Е. Г. Сомова, Г. А. Абрамова, О. В. Хлопунова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение, 2017. – Вып. 4. – С. 187-193.

13. Марьянчик В. А. Стилистический эффект / В. А. Марьянчик // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность : лингвистика креатива. – 2016. – № 2. – С. 153-161.


Рецензия

Для цитирования:


Пескишев Г.А. Специфика дискурса о современной литературно-художественной книге в новых медиа: прагмастилистический аспект книжного блогинга. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(3):77-86.

For citation:


Peskishev G.A. The Specifics of the Discourse about the Modern Literary and Artistic Book in New Media: the Pragmastilistic Aspect of Book Blogging. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(3):77-86. (In Russ.)

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)