Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Влияние ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, на целевые установки студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе

Аннотация

   Стагнация в различных сферах деятельности человека во многом вызвана неснижающимся уровнем заболеваемости новой коронавирусной инфекцией, что также негативно сказывается на образовательном процессе в высшей школе. Отсутствие возможности участвовать в международных партнерских программах вузов по академическому обмену изменяет потребности обучаемых и в изучении иностранного языка. Осознанные потребности постепенно трансформируются в мотивы, которые «стимулируют» и «направляют» обучающегося и во многом определяют эффективность и успешность процесса обучения.
   Цель данного исследования – оценить сформированность мотивации, что возможно, наблюдая за поведением обучающихся, а также при помощи анкетирования или опроса.

   Наши наблюдения за студентами в течение последних двух лет свидетельствуют о падении уровня мотивации, что ведет к снижению интереса к дисциплинам, связанным с изучением иностранного языка студентами неязыковых специальностей, как следствие, к более низким результатам.
   Задача исследования ‒ получить уточненную картину, касающуюся потребностей и мотивов, побуждающих обучающихся в ЮЗГУ осваивать дисциплины, связанные с изучением иностранного языка, в современных условиях, для этого необходимо проведение опроса.
   Объектом исследования в нашей работе являются потребности студентов в изучении в вузе таких дисциплин, как «Иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной сфере».
   Предметом исследования являются целевые установки обучающихся. 

   Для реализации поставленной задачи применялись методы опроса, аналитико-синтетической и статистической обработки данных, классификации и систематизации. Проблемы, связанные с мотивацией к обучению в вузе и к изучению иностранного языка, не новы и изучались в разные периоды развития общества. В исследованиях, проведенных в «доковидный» период, когда активно развивались межвузовские отношения как внутри страны, так и с зарубежными партнерскими университетами, указывалось, что у студентов отмечался высокий интерес к иностранному языку, что было вызвано возможностью участвовать в студенческих академических обменах, международных проектах за рубежом и т. д. Затянувшаяся вспышка коронавирусной инфекции изменила ситуацию, и возникла необходимость уточнить, каковы целевые установки современного студента, чтобы скорректировать процесс обучения иностранному языку с целью повышения его эффективности. Анализ результатов исследования показал, что на первый план студентами выдвигаются целевые установки, более знакомые им, хотя из данного опроса не ясно, как они намереваются их реализовывать. Целевые установки, направленные на познавательную деятельность, должны быть ведущими в процессе обучения в вузе, но они занимают вторую позицию. А то, что ориентирует студентов на деятельность, выходящую, условно говоря, «за территориальные границы России», обучаемых интересует в меньшей степени. Для того, чтобы скорректировать преподавательскую деятельность с целью актуализации познавательных мотивов и ориентации обучаемых на более активную научную деятельность, а также повысить их заинтересованность в изучении иностранного языка, необходимо еще получить представление о том, каким образом студенты предполагают достигать интересующие их цели, а также цели, которые преподаватели намереваются актуализировать, что требует выявления средств достижения соответствующих целей и проведения дополнительного исследования.

Об авторе

В. В. Махова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Вероника Витальевна Махова, кандидат педагогических наук, доцент

кафедра иностранных языков

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск

Researcher ID: S-5833-



Список литературы

1. Анненкова А. В. Моделирование процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии как отражение реалий современного общества (на примере будущего учителя иностранного языка) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 94–112.

2. Анненкова А. В. К проблеме разработки модели формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии учителя / А. В. Анненкова // Научный поиск молодых исследователей : электр. науч. журнал. – 2017. – № 2 (6). URL: https://scientific-search.kursksu.ru/pages/index (дата обращения 07. 12. 2020).

3. Таныгина Е. А. Образ университета, стоящий за словами образование, ВУЗ, университет в сознании современных студентов / Е. А. Таныгина, Т. С. Никитенкова // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». – 2020. – № 4 (67). – С. 87-97.

4. Махова В. В. Развитие мотивационно-смысловой регуляции учебной деятельности студентов / В. В. Махова // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве : сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Общественная организация Общество "Знание" России, 2006. – С. 68-70.

5. Харзеева С. Э. Метод проектов как средство активизации знаний в курсе "Язык для специальных целей" / С. Э. Харзеева, В. В. Махова // Самостоятельная работа студентов и качество дипломированного специалиста : материалы научно-методической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов Курского государственного технического университета. – Курск, 2008. – С. 183-186.

6. Харзеева С. Э. Развитие лингвопрофессиональной компетенции с помощью творческих заданий / С. Э. Харзеева, В. В. Махова ; ред. И. Ф. Шамара; ФГУП "Информрегистр", Федер. депозит. электрон. изд. // Язык. Коммуникация. Культура : сб. материалов Всерос. научно-практ. электрон. конф. – Курск: КГМУ, 2008. – С. 395-401. – CD-R, рег. свид. № 13658, № гос. рег. 0320801431.

7. Махова В. В. Из опыта применения интерактивных методов обучения иностранному языку (На примере изучения темы “My University”) / В. В. Махова ; отв. ред. Е. Г. Баянкина // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции. – Курск, 2018. – С. 193-200.

8. Воробьева М. В. Профессиональная мотивация студентов туристского вуза / М. В. Воробьева, В. Ю. Питюков. – Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2013. – 180 с.

9. Костоусова Э. Т. Мотивы изучения иностранного языка в техническом вузе как залог создания полиязычной среды / Э. Т. Костоусова // Международная конкурентоспособность университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды : материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. – С. 29-34.

10. Сиротина О. В. Мотивация в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе / О. В. Сиротина // Научные труды КубГТУ. – 2015. – № 9. URL: https://ntk.kubstu.ru/data/mc/0015/0508.pdf (дата обращения: 25. 11. 2021).

11. Попова Н. П. О проблемах мотивации студентов технического вуза к изучению иностранного языка / Н. П. Попова // Ползуновский альманах. – 2017. – № 4 (4). – C. 257-260.

12. Молодых-Нагаева Е. Г. Иностранный язык в неязыковом вузе: как мотивировать студента? / Е. Г. Молодых-Нагаева, Е. А. Чувильская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14871 (дата обращения: 05. 01. 2022).

13. Загоскина И. В. Мотивация в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / И. В. Загоскина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 11. URL: http://e-koncept.ru/2019/192044.htm. (дата обращения: 05. 01. 2022). DOI: 10.24411/2304-120X-2019-12044

14. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 219 с.

15. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности : 2-е изд., испр. / Д. А. Леонтьев. – М..: Смысл. 2003. – 487 с.

16. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

17. Махова В. В. Развитие коммуникативной компетенции и формирование устойчивой мотивации студентов в научно-профессиональной сфере (на примере обучения английскому языку) / В. В. Махова // Журнал «Профессиональное образование. Столица» // Новые педагогические исследования. – 2007. – № 5. – C. 120-130.


Рецензия

Для цитирования:


Махова В.В. Влияние ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, на целевые установки студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(1):188-199.

For citation:


Makhova V.V. The Influence of Restrictions Caused by Coronavirus Infection on the Students’ Goal Settings when Learning a Foreign Language in a Non-Linguistic University. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(1):188-199. (In Russ.)

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)