Валидация педагогической модели формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов педагогических специальностей: результативность и эффективность
Аннотация
Профессиональное образование на современном этапе должно ориентироваться на подготовку будущих специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, навыками и умениями, но и обладать сформированным ценностным отношением к своей будущей педагогической профессии.
Именно это и определяет актуальность нашего исследования.
Ценностное отношение к педагогической профессии с аксиологической точки зрения рассматривается как рефлексия наиболее значимых целей, мотивов, ценностей, потребностей, осваиваемых ими знаний, навыков и умений, составляющих базис будущей педагогической профессии, в сознании студентов – будущих педагогов. Сформировать требуемый уровень ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка можно, разработав и внедрив в образовательный процесс в высшей школе педагогическую модель формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка. Программа реализации предложенной модели включала все виды и формы учебной деятельности, что позволило перейти от усвоения нового учебного материала к закреплению полученных знаний, отработке умений и навыков, контролю усвоения в рамках одного занятия, что было экспериментально апробировано на практике среди студентов педагогического университета. Для определения начального уровня ценностного отношения и мотивации к профессии учителя, а также для отслеживания динамики произошедших изменений в ценностном отношении студентов к педагогической профессии после практического обучения, были использованы диагностические психологические опросники, итоговое тестирование и итоговая творческая проверочная работа. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации педагогической модели подтвердили положительную динамику формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка во время обучения, что позволяет повысить исходный уровень мотивации и ценностного отношения к профессии у будущих учителей иностранного языка.
Об авторе
А. В. АнненковаРоссия
Антонина Владимировна Анненкова, кандидат филологических наук, доцент
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Андреева О. А. Просветительская деятельность в условиях современной глобализации / О. А. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 4-1 (43). – С. 223-227.
2. Гришкова В. И. Университетское образование в современном мире / В. И. Гришкова // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 25-26.
3. Andronachea D., Bocoúa M., Bocoúa V., Macri C. Attitude towards Teaching Profession // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. No 142. P. 628 – 632.
4. Kumar Ajay. Attitude Towards Teaching Profession in Relation to Adjustment among Senior Secondary School Teachers // International Journal of Science and Research (IJSR). 2015. Vol. 4 (4). P. 830-833.
5. Maslinsky K., Ivaniushina V. To Remain as a Teacher: Factors Influencing Attitudes towards Leaving the Teaching Profession // Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. 2016. No 4. P. 8-30.
6. Nenty H. J., Moyo Sello, Phuti Fiji. Perception of Teaching as a Profession and UB Teacher Trainees Attitude towards Training Programme and Teaching // Educational Research and Reviews. 2015. Vol. 10 (21). P. 2797-2805.
7. Odike M., Nnaekwe U. K. Influence of Teachers’ Attitude towards Teaching Profession on Under Graduate Non-Education Students Perception of Teacher Education // International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development. 2018. No. 4, Vol. 7. P. 67–79.
8. Soibamcha E. Attitude of Teachers Towards Teaching Profession // Quest Journals. Journal of Research in Humanities and Social Science. 2016. Vol. 4(6). P. 103-105.
9. Анненкова А. В. Понятие ценности и ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических специальностей / А, В. Анненкова // Научный поиск молодых исследователей : электр. науч. журнал. – 2017. – № 1 (5). URL: https://scientific-search.kursksu.ru/pages/index (дата обращения: 07. 12. 2020).
10. Анненкова А. В. Формирование профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка у студентов педагогических специальностей / А. В. Анненкова // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения : сб. итог. матер. I Междунар. науч.-практ. конф. им. Е. Н. Солововой. – Обнинск: Титул, 2020. – С. 747-753.
11. Анненкова А. В. Формирование ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов во время обучения в педагогическом вузе / А. В. Анненкова // Языковое образование: традиции и современность : сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти доктора пед. наук, профессора Е. Н. Солововой. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – С. 229-230.
12. Баянкина Е. Г. Пути интеграции высшей школы в межкультурное образовательное пространство / Е. Г. Баянкина // Региональная стратегия вхождения вузов в международное образовательное и научное пространство : мат. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2000. – С. 86.
13. Егорова В. И. Английский язык для аспирантов и магистрантов / В. И. Егорова, Л. В. Левина. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2016. – 179 с.
14. Кремнева А. В. Вербальный образ «своего» и «не-своего» преподавателя глазами представителей разных культур / А. В. Кремнева, Р. В. Попадинец // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2010. – № 15. – С. 179-184.
15. Кремнева А. В. Образ преподавателя высшей школы глазами иностранных студентов / А. В. Кремнева, Р. В. Попадинец // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2011. – № 2. – С. 179-186.
16. Махова В. В. Развитие мотивационно-смысловой регуляции учебной деятельности студентов / В. В. Махова // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве : сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 01–30 июня 2006 года. – Пенза: Общественная организация Общество “Знание” России, 2006. – С. 68-70.
17. Махова В. В. Развитие коммуникативной компетенции и формирование устойчивой мотивации студентов в научно-профессиональной сфере (на примере обучения английскому языку) / В. В. Махова // Профессиональное образование. Столица. Новые педагогические исследования. – 2007. – № 5. – C. 120-130.
18. Таныгина Е. А. Образ университета, стоящий за словами образование, ВУЗ, университет в сознании современных студентов / Е. А. Таныгина, Т. С. Никитенкова // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». – 2020. – № 4 (67). – С. 87-97.
19. Таныгина Е. А. Образ современной школы в сознании русскоязычных студентов / Е. А.Таныгина, Н. Г. Нефедов, Н. Ю. Рубцов // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. статей VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Курск, 2020. – С. 412-416.
20. Renthlei M. L., Malsawmi H. Construction of an Attitude Scale towards Teaching Profession: A Study among Secondary School Teachers in Mizoram // International Journal of Arts, Humanities and Management Studies (IJAHMS). April 2015. Vol. 01, No.4. P. 29-36.
21. Шумакова О. А. Самонаблюдение в освоении профессионального опыта будущими педагогами-психологами / О. А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 62. – С. 332-339.
22. Khakunova F. P., Shkhakhutova Z. Z., Bersirova A. K. Professional competence buildup among future teachers and teaching psychologists during professional training // International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020). SHS Web of Conferences. 2020. No 87, 00033. doi: 10.1051/shsconf/20208700033
23. Анненкова А. В. К проблеме разработки модели формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии учителя / А. В. Анненкова // Научный поиск молодых исследователей : электр. науч. журнал. – 2017. – № 2 (6). URL: https://scientific-search.kursksu.ru/pages/index (дата обращения: 12. 04. 2021).
24. Анненкова А. В. Методические аспекты моделирования процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии учителя иностранного языка у студентов педагогического вуза / А. В. Анненкова, Ю. И. Семенова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : ст. № 6. – Курск: КГУ, 2017.
25. Анненкова А. В. Моделирование процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии как отражение реалий современного общества (на примере будущего учителя иностранного языка) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 94–112.
26. Анненкова А. В. Формирование ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов во время обучения в педагогическом вузе / А. В. Анненкова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : ст. № 10. – Курск: КГУ, 2019.
27. Анненкова А. В. Обзор теоретико-методологических аспектов процесса формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов педагогических специальностей / А. В. Анненкова // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сб. науч. статей Регионал. науч.-метод. конф. – Курск, 2019. – С. 37-50.
28. Анненкова А. В. Педагогический эксперимент как имплементация педагогической модели: некоторые результаты опытно-экспериментальной работы (на примере будущего учителя иностранного языка) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11, № 3. – С. 137–157.
29. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей ; под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
30. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 496 с.
Рецензия
Для цитирования:
Анненкова А.В. Валидация педагогической модели формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов педагогических специальностей: результативность и эффективность. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(1):159-176.
For citation:
Annenkova A.V. Validation of the Pedagogical Model of the Formation of Value-Based Attitude Towards Future Foreign langUage Teaching Profession by Students of Teaching Disciplines: Efficiency and Effectiveness. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(1):159-176. (In Russ.)