Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Валидация педагогической модели формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов педагогических специальностей: результативность и эффективность

Аннотация

   Профессиональное образование на современном этапе должно ориентироваться на подготовку будущих специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, навыками и умениями, но и обладать сформированным ценностным отношением к своей будущей педагогической профессии.

   Именно это и определяет актуальность нашего исследования.

    Ценностное отношение к педагогической профессии с аксиологической точки зрения рассматривается как рефлексия наиболее значимых целей, мотивов, ценностей, потребностей, осваиваемых ими знаний, навыков и умений, составляющих базис будущей педагогической профессии, в сознании студентов – будущих педагогов. Сформировать требуемый уровень ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка можно, разработав и внедрив в образовательный процесс в высшей школе педагогическую модель формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка. Программа реализации предложенной модели включала все виды и формы учебной деятельности, что позволило перейти от усвоения нового учебного материала к закреплению полученных знаний, отработке умений и навыков, контролю усвоения в рамках одного занятия, что было экспериментально апробировано на практике среди студентов педагогического университета. Для определения начального уровня ценностного отношения и мотивации к профессии учителя, а также для отслеживания динамики произошедших изменений в ценностном отношении студентов к педагогической профессии после практического обучения, были использованы диагностические психологические опросники, итоговое тестирование и итоговая творческая проверочная работа. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации педагогической модели подтвердили положительную динамику формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка во время обучения, что позволяет повысить исходный уровень мотивации и ценностного отношения к профессии у будущих учителей иностранного языка.

Об авторе

А. В. Анненкова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Антонина Владимировна Анненкова, кандидат филологических наук, доцент

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



Список литературы

1. Андреева О. А. Просветительская деятельность в условиях современной глобализации / О. А. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 4-1 (43). – С. 223-227.

2. Гришкова В. И. Университетское образование в современном мире / В. И. Гришкова // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 25-26.

3. Andronachea D., Bocoúa M., Bocoúa V., Macri C. Attitude towards Teaching Profession // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. No 142. P. 628 – 632.

4. Kumar Ajay. Attitude Towards Teaching Profession in Relation to Adjustment among Senior Secondary School Teachers // International Journal of Science and Research (IJSR). 2015. Vol. 4 (4). P. 830-833.

5. Maslinsky K., Ivaniushina V. To Remain as a Teacher: Factors Influencing Attitudes towards Leaving the Teaching Profession // Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. 2016. No 4. P. 8-30.

6. Nenty H. J., Moyo Sello, Phuti Fiji. Perception of Teaching as a Profession and UB Teacher Trainees Attitude towards Training Programme and Teaching // Educational Research and Reviews. 2015. Vol. 10 (21). P. 2797-2805.

7. Odike M., Nnaekwe U. K. Influence of Teachers’ Attitude towards Teaching Profession on Under Graduate Non-Education Students Perception of Teacher Education // International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development. 2018. No. 4, Vol. 7. P. 67–79.

8. Soibamcha E. Attitude of Teachers Towards Teaching Profession // Quest Journals. Journal of Research in Humanities and Social Science. 2016. Vol. 4(6). P. 103-105.

9. Анненкова А. В. Понятие ценности и ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических специальностей / А, В. Анненкова // Научный поиск молодых исследователей : электр. науч. журнал. – 2017. – № 1 (5). URL: https://scientific-search.kursksu.ru/pages/index (дата обращения: 07. 12. 2020).

10. Анненкова А. В. Формирование профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка у студентов педагогических специальностей / А. В. Анненкова // Обучение иностранным языкам – современные проблемы и решения : сб. итог. матер. I Междунар. науч.-практ. конф. им. Е. Н. Солововой. – Обнинск: Титул, 2020. – С. 747-753.

11. Анненкова А. В. Формирование ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов во время обучения в педагогическом вузе / А. В. Анненкова // Языковое образование: традиции и современность : сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти доктора пед. наук, профессора Е. Н. Солововой. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – С. 229-230.

12. Баянкина Е. Г. Пути интеграции высшей школы в межкультурное образовательное пространство / Е. Г. Баянкина // Региональная стратегия вхождения вузов в международное образовательное и научное пространство : мат. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2000. – С. 86.

13. Егорова В. И. Английский язык для аспирантов и магистрантов / В. И. Егорова, Л. В. Левина. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2016. – 179 с.

14. Кремнева А. В. Вербальный образ «своего» и «не-своего» преподавателя глазами представителей разных культур / А. В. Кремнева, Р. В. Попадинец // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2010. – № 15. – С. 179-184.

15. Кремнева А. В. Образ преподавателя высшей школы глазами иностранных студентов / А. В. Кремнева, Р. В. Попадинец // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2011. – № 2. – С. 179-186.

16. Махова В. В. Развитие мотивационно-смысловой регуляции учебной деятельности студентов / В. В. Махова // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве : сборник статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 01–30 июня 2006 года. – Пенза: Общественная организация Общество “Знание” России, 2006. – С. 68-70.

17. Махова В. В. Развитие коммуникативной компетенции и формирование устойчивой мотивации студентов в научно-профессиональной сфере (на примере обучения английскому языку) / В. В. Махова // Профессиональное образование. Столица. Новые педагогические исследования. – 2007. – № 5. – C. 120-130.

18. Таныгина Е. А. Образ университета, стоящий за словами образование, ВУЗ, университет в сознании современных студентов / Е. А. Таныгина, Т. С. Никитенкова // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». – 2020. – № 4 (67). – С. 87-97.

19. Таныгина Е. А. Образ современной школы в сознании русскоязычных студентов / Е. А.Таныгина, Н. Г. Нефедов, Н. Ю. Рубцов // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. статей VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Курск, 2020. – С. 412-416.

20. Renthlei M. L., Malsawmi H. Construction of an Attitude Scale towards Teaching Profession: A Study among Secondary School Teachers in Mizoram // International Journal of Arts, Humanities and Management Studies (IJAHMS). April 2015. Vol. 01, No.4. P. 29-36.

21. Шумакова О. А. Самонаблюдение в освоении профессионального опыта будущими педагогами-психологами / О. А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 62. – С. 332-339.

22. Khakunova F. P., Shkhakhutova Z. Z., Bersirova A. K. Professional competence buildup among future teachers and teaching psychologists during professional training // International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020). SHS Web of Conferences. 2020. No 87, 00033. doi: 10.1051/shsconf/20208700033

23. Анненкова А. В. К проблеме разработки модели формирования ценностного отношения студентов к будущей профессии учителя / А. В. Анненкова // Научный поиск молодых исследователей : электр. науч. журнал. – 2017. – № 2 (6). URL: https://scientific-search.kursksu.ru/pages/index (дата обращения: 12. 04. 2021).

24. Анненкова А. В. Методические аспекты моделирования процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии учителя иностранного языка у студентов педагогического вуза / А. В. Анненкова, Ю. И. Семенова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : ст. № 6. – Курск: КГУ, 2017.

25. Анненкова А. В. Моделирование процесса формирования ценностного отношения к будущей профессии как отражение реалий современного общества (на примере будущего учителя иностранного языка) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 94–112.

26. Анненкова А. В. Формирование ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов во время обучения в педагогическом вузе / А. В. Анненкова // Актуальные проблемы современного иноязычного образования : ст. № 10. – Курск: КГУ, 2019.

27. Анненкова А. В. Обзор теоретико-методологических аспектов процесса формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов педагогических специальностей / А. В. Анненкова // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сб. науч. статей Регионал. науч.-метод. конф. – Курск, 2019. – С. 37-50.

28. Анненкова А. В. Педагогический эксперимент как имплементация педагогической модели: некоторые результаты опытно-экспериментальной работы (на примере будущего учителя иностранного языка) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2021. – Т. 11, № 3. – С. 137–157.

29. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей ; под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

30. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 496 с.


Рецензия

Для цитирования:


Анненкова А.В. Валидация педагогической модели формирования ценностного отношения к профессии учителя иностранного языка у студентов педагогических специальностей: результативность и эффективность. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(1):159-176.

For citation:


Annenkova A.V. Validation of the Pedagogical Model of the Formation of Value-Based Attitude Towards Future Foreign langUage Teaching Profession by Students of Teaching Disciplines: Efficiency and Effectiveness. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(1):159-176. (In Russ.)

Просмотров: 184


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)