Виртуальная реальность как коммуникативное пространство в процессе дистанционного обучения иностранным языкам
Аннотация
В статье исследуется понятие виртуальности от Античности до современности в связи с осуществлением образовательной деятельности, направленной на освоение иностранного языка в дистанционном формате.
Актуальность обусловлена необходимостью рассмотрения сути и характера совместной деятельности обучаемого и обучающего в свете основных подходов в современном научном знании.
Целью является определение в ходе анализа исследований ученых предыдущих столетий и современности необходимых условий для создания виртуального коммуникативного пространства, обеспечивающих быстрое и качественное овладение иностранным языком, с одной стороны, и адаптацию в связи с различиями родной и неродной культур, с другой.
Объектом исследования является процесс овладения иностранным языком в условиях дистанционного обучения как новой реальности в эпоху современной глобализации.
Предметом исследования является виртуальная реальность как коммуникативное пространство в процессе дистанционного обучения иностранным языкам.
Методологической основой исследования являются достижения в области лингвистического и лингвофилософского рассмотрения проблемы развития и изучения иностранного языка в контексте виртуальности. Анализируется специфика понятия виртуальности как многоаспектного явления, затрагивающего различные проблемы процесса виртуализации. В основу полагается принцип преемственности идей в процессе исследования, учёт и теоретический анализ полученного опыта современных авторов, занимающихся практической деятельностью, связанной с преподаванием иностранных языков, и теоретическими изысканиями в области теории языка, психолингвистики, лингводидактики, социологии и философии. Применяется методика герменевтического и контекстуального анализа, получившая разработку в трудах как современных авторов, так и исследователей предыдущих столетий. В статье эксплицируется понятие «виртуальность». В конечном итоге формулируются особенности виртуального коммуникативного пространства для дистанционного формата учебной деятельности, направленной на успешное овладение индивидом иностранным языком и обеспечение готовности к интеграции в иную социокультурную среду.
Об авторах
О. А. АндрееваРоссия
Ольга Александровна Андреева, кандидат философских наук, доцент
кафедра иностранных языков
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Н. В. Рейнгардт
Россия
Наталья Викторовна Рейнгардт, кандидат философских наук, доцент
кафедра иностранных языков
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Рейнгардт Н. В. Трансформация идентичности человека в информационно-компьютерном мире : монография / Н. В. Рейнгардт ; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2012. – 132 с.
2. Андреева О. А. Некоторые аспекты просветительской деятельности в процессе овладения иностранным языком / О. А. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 85–97.
3. Андреева О. А. Формирование общей и профессиональной культуры студентов направления подготовки «правоохранительная деятельность» в процессе ознакомления с тезаурусом латинского языка / О. А. Андреева В. В., Звягинцева // Обучение иностранному языку: современность и перспективы : сб. научных статей Регионал. науч.-метод. конф., посвящ. 55-летию Юго-Зап. гос. ун-та и кафедры ин. языков, 04-05 октября 2019 г. – Курск, 2019. – 552 с.
4. Кузанский Н. О возможности-бытии / Н. О. Кузанский ; под ред. В. В. Соколова // Антология мировой философии : в 4 т. : Т. 2 – М.: Мысль, 1969. – 776 с.
5. Романовская Т. Б. Иная реальность и проблемы интерпретации в физике / Т. Б. Романовская // Концепция виртуальных миров и научное познание. – СПб.: Антология, 2000. – 317 с.
6. Зенович Е. С. Словарь иностранных слов и выражений / Е. С. Зенович. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 602 с.
7. Яковлев А. И. Виртуальная реальность – новая информационная технология человеко-машинного взаимодействия / А. И. Яковлев, Г. П. Катыс. – М.: Международная инженерная акад., 1999. – 173 с.
8. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация / М. К. Мамардашвили. – М.: Логос, 2004. – 272 с.
9. Баева Л. В. Виртуальная реальность: классификация и специфика / Л. В. Баева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14, вып. 4. – С. 71.
10. Подопригора А. В. Левиафан и сеть: философия власти в цифровом обществе / А. В. Подопригора // Социум и власть. – 2018. – № 2 (70). – С. 7–17.
11. Рейнгардт Н. В. Понятие времени в межязыковых контактах / Н. В. Рейнгардт ; редкол.: Т. М. Рогожникова (отв. ред.) [и др.]; Уфимский авиац. гос. тех. ун-т // Теория и практика языковой коммуникации : материалы II Междунар. науч.-метод. конф., 24-25 июня 2010 г. – Уфа, 2010. – 576 с.
12. Андреева О. А. Некоторые аспекты просветительской деятельности в процессе овладения иностранным языком / О. А. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 85–97.
13. Faßler M. Was ist Kommunikation? München, 2004.
14. Андреева О. А. Изменение картины мира китайских студентов-филологов, проходящих языковую стажировку в России / О. А. Андреева, Н. В. Рейнгардт // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2013. – № 1. – С. 65-69.
15. Андреева О. А. Природа и культура в философии французского Просвещения : монография / О. А. Андреева ; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2011. – 164 с.
16. Андреева О. А. Просветительская деятельность в условиях современной глобализации / О. А. Андреева // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 4. – Часть 1. – С. 223-227.
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М., 2008. – 268 с.
Рецензия
Для цитирования:
Андреева О.А., Рейнгардт Н.В. Виртуальная реальность как коммуникативное пространство в процессе дистанционного обучения иностранным языкам. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(1):148-158.
For citation:
Andreeva O.A., Reyngardt N.V. Virtual Reality as a Communication Space in the Process of Distance Learning of Foreign Languages. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(1):148-158. (In Russ.)