Исследование образа цветообозначения серый в сознании носителей русской культуры
Аннотация
В работе представлены результаты эмпирического изучения образа цветообозначения (ЦО) серыйб в сознании носителей современной русской культуры. Проведенное исследование базировалось на психолингвистической теории о слове А. А. Залевской, работах О. В. Сафуановой и Е. И. Горошко по изучению вербальных ассоциаций на цвета, теории культурного знания Ф. Шарифиана, а также на ряде работ, посвященных изучению фразеологизмов с компонентом серый в различных языках.
Актуальность представленной работы обусловлена малой изученностью ЦО серый по сравнению с большинством цветовых прилагательных.
В работе использованы методы психолингвистического исследования (методика семантического дифференциала Ч. Осгуда и свободный ассоциативный эксперимент), собственно лингвистические методы (дефиниционный анализ) и методы статистической обработки полученных эмпирических данных (факторный анализ). В представленной работе все полученные данные были проанализированы с различных сторон, в том числе с точки зрения гендерного сопоставления как с точки зрения синхронии, так и с точки зрения диахронии. Это позволило исследовать не только актуальный образ ЦО серый в сознании представителей современной русской культуры, но и определить возможную трансформацию этого образа в сознании современников. Для проведения сопоставления в диахронном аспекте мы использовали данные Русского ассоциативного словаря (РАС), а также результаты двух проведенных нами с разницей в одиннадцать лет ассоциативных экспериментов. Показаны особенности индивидуального и культурного знания испытуемых об исследуемом ЦО. Предлагаемая в работе методика может успешно применяться для изучения образов различных концептов в языковом сознании носителей различных языков и культур. В статье делается вывод о динамичности образа ЦО серый и показываются пути его трансформации.
Об авторе
Е. А. ТаныгинаРоссия
Елена Александровна Таныгина, кандидат филологических наук, доцент
кафедра иностранных языков
305040
ул. 50 лет Октября, д. 94
Курск
Список литературы
1. Таныгина Е. А. Образ цвета в сознании носителя языка : дис. … канд. филол. наук / Е. А. Таныгина. – Курск, 2012. – C.11-43.
2. Gibson E., Futrell R. Color naming across languages reflects color use // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2017. Vol. 114, Issue 40, 3. Pp. 10785-10790. doi: 10.1073/pnas.1619666114.
3. Кульпина В. Г. Программа спецкурса «Актуальные проблемы лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания» / В. Г. Кулыпина // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – № 2. – С. 79.
4. Залевская А. А. Психолингвистические исследования: Слово. Текст : Избранные труды / А. А. Залевская. – М.: Гнозис, 2005.
5. Сафуанова О. В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте : дис. … канд. психол. наук / О. В. Сафуанова. – М., 1994.
6. Горошко Е. И. Изучение вербальных ассоциаций на цвета / Е. И. Горошко ; отв. ред. Н. В. Уфимцева // Языковое сознание и образ мира : сборник статей. – М.: Институт языкознания РАН, 2000. URL: https://iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/4-9.html (дата обращения 09. 01. 2022).
7. Sharifian F. Distributed, emergent cultural cognition, conceptualisation, and language / In R. M. Frank, R. Dirven, T. Ziemke, & E. Bernandez (eds.) Body, Language, and Mind (Vol. 2): Sociocultural Situatedness. Berlin / New York: Mouton de Gruyter, 2008. P. 109–136.
8. Виниченко Л. Г. Исследование семантики цветообозначения "Grau/серый" в немецком и русском языках / Л. Г. Виниченко // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 4. – С. 81-91. DOI: 10.18522/2070-1403-2020-81-4-81-91.
9. Таныгина Е. А. Внутренний образ цветообозначения красный в сознании носителя русской культуры / Е. А. Таныгина // Вопросы психолингвистики. – 2011. – № 1 (13). – С. 166 – 173.
10. Таныгина Е. А. Образ цветообозначения желтый в сознании носителей русской культуры (экспериментальное исследование) / Е. А. Таныгина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2019. – Т. 9, № 3. – С. 99–113.
11. Таныгина Е. А. Образ университета, стоящий за словами образование, ВУЗ, университет в сознании современных студентов / Е. А. Таныгина, Т. С. Никитенкова // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». – 2020. – № 4 (67). – С. 87-97.
12. Таныгина Е. А. Образ современной школы в сознании русскоязычных студентов / Е. А. Таныгина, Н. Г. Нефедов, Н. Ю. Рубцов // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч. статей VIII Междун. научно-практ. конф. – Курск, 2020. – С. 412-416.
13. Zagidulina A. F., Gilazetdinova G. K., Islamova E. A. Associative fields of lexemes "Homeland" and "Vatan" in Russian and Tatar linguistic consciousness // Journal of Language and Literature. 2016. Vol. 7. No 2. P. 289-292. URL: https://www.researchgate.net/publication/311927518_Associative_fields_of_lexemes_Homeland_and_Vatan_in_Russian_and_Tatar_linguistic_consciousness.
14. Анненкова А. В. Особенности восприятия образной составляющей имиджевой рекламы (некоторые результаты ассоциативного эксперимента) / А. В. Анненкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2017. – № 3 (24). – С. 58-66.
15. Болотнова Н. С. Ассоциативное поле поэтического текста как отражение когнитивной деятельности читателя / Н. С. Болотнова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2 (199). – С. 41-48. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-41-48.
16. Касаткина Т. Ю. Анализ структуры ассоциативного поля цвета (на материале удмуртского и русского языков) / Т. Ю. Касаткина // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2016. – № 8. – С. 62-69.
17. Степыкин Н. И. Ассоциативное поле: продукт ассоциативного эксперимента и инструмент анализа значения слова / Н. И. Степыкин // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2016. – № 3 (20). – C. 110-114.
18. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике / С. В. Архипова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 11. – С. 6-9.
19. Борисова Ю. А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях / Ю. А. Борисова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 265-275.
20. Павлова А. В. Образ просьбы в сознании носителей языков / А. В. Павлова // Язык для специальных целей: система, функции, среда : сб. науч.ст. VII Международной науч.-практ. конф. – Курск, 2018. – С. 252-257.
21. Попадинец Р. В. Нравственные и ценностные идеалы представителей современного поколения (опыт психолингвистического эксперимента) / Р. В. Попадинец // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. – 2015. – № 4 (17). – С. 59-64.
22. Таныгина Е. А. Внутренний образ цветообозначения фиолетовый в сознании носителя русской культуры / Е. А. Таныгина // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». – 2011. – № 4. – Вып. 2 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. – С. 218 – 226.
23. Таныгина Е. А. Особенности восприятия цветообозначений русского языка (на основе результатов ассоциативного эксперимента) / Е. А. Таныгина // Концепт и культура : сборник научных статей (4-ая Международная научная конференция) (Кемерово, 7–8 октября 2010 г.). – Кемерово: ИНТ, 2010. – С. 543 – 548.
24. Таныгина Е. А. Проблема соотношения знания и наименования (на примере цветообозначения черный) / Е. А. Таныгина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2011. – № 2 (40). – С. 154 – 159.
25. Tanygina E. The Inner Image of Russian Color Term черньӀй (Black) (Experimental Study) // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH 2019). 2019. Vol. 69 (2019). doi: 10.1051/shsconf/20196900117
26. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. : Т. 1. А – Л / Т. Ф. Ефремова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 1168 с.
27. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80 тысяч слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2007. – 944 с.
28. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998. – 1536 c. URL: http://gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения 11. 05. 2021).
29. Annenkova A. V. Some Results of Psycholinguistic Research of Polycode Advertising Texts: Gender Factor Influence // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences” (CILDIAH 2019), 2019, Vol. 69 (2019). doi: 10.1051/shsconf/20196900004 (дата обращения: 19. 12. 2021)
30. Егорова В. И. Гендерные особенности виртуальной коммуникации / В. И. Егорова // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2016. – № 4 (21). – C. 99-106.
31. Горлачева В. В. Гендерные особенности цветообозначений в современном русскоязычном рекламном дискурсе / В. В. Горлачева // Bісник запорізького національного університету. Філологічні науки. – 2009. – № 1. – С. 22-28.
32. Гришкова В. И. Специфика речевого поведения мужчин и женщин в лингвистических исследованиях / В. И. Гришкова // Язык для специальных целей. Система. Функции. Среда : сборник научных статей. – Курск, 2004. – С. 36-38.
33. Кузнецова О. А. Гендерные особенности восприятия цвета в рекламе / О. А. Кузнецова, А. Д. Челидзе, Д. С. Демчук // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 5 (14). – С.121-123.
34. Хабибулина Э. А. Влияние гендерных стереотипов на функционирование цветообозначений в области моды / Э. А. Хабибулина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – №28 (243). – С.116-120.
35. Русский ассоциативный словарь. URL: http://tesaurus.ru/dict/ (дата обращения 21. 12. 2021).
36. Kim M. K., Muller H. M., Weiss S. What you "mean'' is not what I "mean'': Categorization of verbs by Germans and Koreans using the semantic differential // LINGUA. 2021. Vol. 252. DOI: 10.1016/j.lingua.2020.103012
37. Konishi T. The connotations of gender: A semantic differential study of German and Spanish // Word. 1994. Т. 45, №. 3. P. 317–327.
38. Голубева Е. В. Изучение концепта «деньги» методом семантического дифференциала / Е. В. Голубева // Языковая личность. Речевые жанры. Текст : сборник научных трудов. – М., 2008. URL: http://golubevaelenav.narod.ru/science_L/gol_15.htm. (дата обращения 01. 12. 2021).
39. Анненкова А. В. Вербальные и визуальные коды социальной рекламы: опыт экспериментального исследования / А. В. Анненкова // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 2 (30). – С. 117-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalnye-i-vizualnye-kody-sotsialnoy-reklamy-opyt-eksperimentalnogo-issledovaniya (дата обращения 01. 02. 2021).
40. Резанова З. И. Влияние грамматического рода на концептуализацию объектов (экспериментальное исследование) / З. И. Резанова // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2017. – № 50. – С. 104-124. DOI: 10.17223/19986645/50/7.
41. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом / И. Л. Соломин // Мир авионики, – 2006. – № 4. – С. 34-40.
42. Таныгина Е. А. Исследование внутреннего образа слов-цветообозначений русского языка с использованием методики семантического дифференциала / Е. А. Таныгина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. – 2011. – № 1 (2). – С. 35–41.
43. Osgood Ch. E., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning. University of Illinois Press, 1957. 346 p.
Рецензия
Для цитирования:
Таныгина Е.А. Исследование образа цветообозначения серый в сознании носителей русской культуры. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(1):131-147.
For citation:
Таnygina Е.А. The Study of the Image of Russian Color Term Grey in the Consciousness of Russian Culture Bearers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2022;12(1):131-147. (In Russ.)