Психологическая проблема мотивационной составляющей у педагогов высших учебных заведений
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-132-145
Аннотация
Проблема исследования состоит в рассмотрении противоречия между унифицированностью мероприятий, направленных на развитие мотивации педагогов вуза, и потребностью в создании индивидуального подхода к развитию внутренней мотивации сотрудников.
Цель исследования – изучение мотивационной структуры личности преподавателей высшей школы через ряд ведущих составляющих, выступающих факторами таких мотивационных профилей, как «прогрессивный», «регрессивный», «экспрессивный», «импульсивный», «уплощенный».
Научная гипотеза исследования – составление индивидуального профиля педагогов и разработка на его основе комплекса коррекционных мероприятий будут способствовать повышению внутренней мотивации сотрудников высших учебных заведений.
Построенные на основе эмпирической и теоретической доказательной базы данные индивидуальных мотивационных профилей профессорско-педагогического состава вуза выступают ключевыми характеристиками в развитии и корректировке внутренней мотивации личности. Полученные авторами научные результаты необходимы для осмысления педагогами ключевых характеристик, входящих в понятие «внутренняя мотивация» и их роли в своей профессиональной деятельности. Для работодателей знание об индивидуальном профиле сотрудника поможет оптимизации процесса трудовой деятельности с учетом интересов и возможностей педагога.
В статье представлены результаты эмпирического исследования по изучение мотивационной структуры преподавателей высшей школы. Авторами проведен сопоставительный анализ различных точек зрения на проблему классификации мотивов, влияющих на профессиональную мотивацию к педагогической деятельности. Были выделены группы факторов, влияющих на личную эффективность как самого педагога, так и всего коллектива педагогических работников.
В работе приведены результаты исследования 60 респондентов из числа работников профессорскопреподавательского состава ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет».
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. НикитинаРоссия
Никитина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой коммуникологии и психологи
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Н. В. Тарасова
Россия
Тарасова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Баранова Ю.Ю. Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 2(7). С. 92-96.
2. Зырянова С.М. Профессиональное развитие педагога дошкольной образовательной организации: аспекты управления и методического сопровождения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4(67). С. 36-45.
3. Ковшова А.А., Зырянова С.М. Анализ подходов к управлению профессиональным развитием педагогических кадров // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 4(73). С. 125-132.
4. Мясоедов А.И. Концептуальные основы сущности и содержания понятия «управление персоналом» // Вопросы студенческой науки. 2020. № 1(41). С. 93-99.
5. Мулюкова В.А. Компетентностная модель современного педагога как основа непрерывного повышения профессионального мастерства // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 11-18. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_11.
6. Картушина Е.Н. Командообразование как потребность в современном процессе управления персоналом // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 5(51). С. 99-102.
7. Ласкова Т.С., Айдаркина Е.Е. Современные подходы к применению командообразования: сущность, этапы реализации и особенности // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 1(27). С. 122-127. https://doi.org/10.24411/ 2309-4788-2020-00022.
8. Жиркова З.С. Управление образовательными системами. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. С. 10-15.
9. Менеджмент в образовании. 2-е изд., перераб. и доп. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. С. 88-91.
10. Суровицкая Ю.Ю. Понятие о мотивации // Наука и реальность. 2023. № 1 (13). С. 36-40.
11. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
12. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 2007. 168 с.
13. Кирпиков А.Р. Начала психологии. Ижевск: Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удм. Респ., 2005. 42 с.
14. Подымова Л.С., Долинская Л.А. Самоутверждение педагогов в инновационной деятельности. М.: Московский пед. гос. ун-т, 2014. 207 с.
15. Лепешова Е.М. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы // Школьный психолог. 2007. №9. С. 43.
16. Захарова Л.Н. Психология управления. М.: Лань, 2023. 396 с.
17. Марадзе Л.М. Удовлетворенность профессиональной деятельностью: критериально-феноменологический анализ // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2012. №2. С. 308-313.
18. Биссенек Н.П. Изучение особенностей мотивации профессионального развития педагогов // Управление ДОУ. 2009. №7. С. 92-95.
19. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 84-86.
20. Котов А.Н. Кластеризация данных. СПб.: ГУ ИТМО, 2006. С. 1-16.
Рецензия
Для цитирования:
Никитина Е.А., Тарасова Н.В. Психологическая проблема мотивационной составляющей у педагогов высших учебных заведений. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(3):132-145. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-132-145
For citation:
Nikitina E.A., Tarasova N.V. Psychological problem of the motivational component among teachers of higher educational institutions. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(3):132-145. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-132-145

