Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Военная песня как лингвокультурный компонент в процессе обучения русскому языку как иностранному

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-83-95

Аннотация

В статье представлен комплексный анализ методического потенциала военных песен как аутентичного лингвокультурного материала в обучении русскому языку как иностранному на начальном этапе. Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование методики интеграции военных песен в учебный процесс для одновременного формирования лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся.
В работе применяются методы теоретического анализа лингвистических и культурологических особенностей текстов, описательный метод для систематизации характеристик песенного материала, метод лингвокультурологического комментария для выявления культурно-маркированных единиц, а также моделирование методической системы работы с песней.
Основным результатом исследования стала трёхэтапная модель работы (до прослушивания, во время и после), прошедшая успешную апробацию. Модель включает комплекс заданий, нацеленных на усвоение лексико-грамматического материала, развитие речевых навыков и знакомство с историко-культурными реалиями. Продемонстрированы приёмы работы с историческими концептами, символами и эмоционально-образной лексикой.
В заключение делается вывод о высокой эффективности военной песни для начального этапа обучения за счёт эмоциональной вовлечённости и непроизвольного запоминания языковых единиц. Подчёркивается значимость данного материала для глубокого погружения в культурно-исторический контекст России, формирования уважения к традициям страны и поддержания устойчивой мотивации обучающихся. Материалы статьи могут быть успешно применены в практическом преподавании РКИ.

Об авторе

Т. В. Ковалева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ковалева Татьяна Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского
языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040

Autor ID: 686170



Список литературы

1. Юферева Я.А., Кирилловых А.А. Аутентичные песенные материалы в практике преподавания русского языка как иностранного: обзор литературы // От традиций к инновациям в обучении иностранным языкам: сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2023. С. 299-309.

2. Юферева Я.А. Работа над русскоязычным песенным материалом в аспекте формирования коммуникативной компетенции // Современные технологии в преподавании русского языка как иностранного: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Оренбург, 2023. С. 152-159.

3. Ковалева Т.В., Степанова Н.С. Художественный текст на занятиях по РКИ в полиэтнической группе на этапе предвузовской подготовки // Динамика языковых явлений и культурных процессов в современной России. 2022. № 7. С. 1275-1280.

4. Жизневская О.Н. Аутентичный песенный материал на занятиях по русскому языку как иностранному: от теории к практике // Языки. Культуры. Перевод. 2015. № 1. С. 102-112.

5. Наркулова И.Р.К. Методика использования песен при обучении русскому языку как иностранному в высших военных образовательных учреждениях // Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2023. № 3(9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-ispolzovaniya-pesen-pri-obuchenii-russkomu-yazykukak-inostrannomu-v-vysshih-voennyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah.

6. Гриднева Н.А., Владимирова С.М. Использование аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Психолого-педагогические науки. 2020. №2 (46). С. 62-74.

7. Садыкова Р.Х., Самарева Е.В. Я люблю тебя, Россия. Работа с аутентичным текстом на занятиях РКИ // Научный форум. Сибирь. 2017. С. 33-34.

8. Иванова М.Г. Песня как социокультурный компонент методики преподавания русского языка как иностранного // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 9. С. 188- 193. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38835.

9. Воробьева Е.В. Использование песенного материала в формировании лингвистической и социокультурной компетентностей у будущих учителей иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 15. С. 154-157.

10. Нетяго Н.В. Социально-культурная адаптация студентов продвинутого этапа на материале текстов // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сборник научных статей I Международной научно-практической конференции / Н.С. Степанова (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2019. С. 135-140.

11. Шамсудинова Е.Ю., Хегай В.К. Советская песня времен Великой Отечественной войны и ее использование в обучении русскому языку как иностранному и истории России. Довузовский этап // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы II международной научно-методической конференции. Воронеж, 2012. С. 317-320.

12. Потапенко Т.А. «Этот день мы приближали как могли…». Песни о войне на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2010. № 2 (219). С. 4-26.

13. Ковалева Т.В. Лингводидактический потенциал песни на занятиях по РКИ на начальном этапе обучения // Сборник материалов II Межвузовской научно-практической конференции. М.: РУДН, 2019. С. 140-147.

14. Рагулина Э.С., Арзамасцева Н.Ю. Использование песенного материала на занятиях по РКИ (из опыта работы) // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2020. № 4. С. 18-22.

15. Юферева Я.А. Принципы отбора песенного материала на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Вестник Вятского государственного университета. 2024. № 1 (151). С. 90-97.

16. Васильева Т.В. Лингвометодические принципы отбора песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Электронное научное издание «Учебные записки ТОГУ». 2015. Т. 6, № 4. С. 365-379. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view.

17. Косс Е.В. Песни на занятиях русском языком как иностранным на начальном этапе // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков. К 80-летию профессора Л.И. Корниловой: сборник материалов. Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2018. С. 83-88.

18. Амелина И.О., Ковалева Т.В. Лингвокультурологический комментарий как средство погружения инофонов в русскую ментальность при изучении локального текста (на примере работы с очерком Е.И. Носова «Дорога к дому») // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, № 3. С. 175- 188. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-175-188.

19. Степанова Н.С., Брехова М.Ю., Войнов Е.А. Преподавание русского языка как иностранного на предвузовском этапе в контексте взаимодействия и взаимовлияния национальных лингвокультур // Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве: сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции / Н.С. Степанова (отв. ред.) [и др.]; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск: ЮЗГУ, 2022. С. 195-203.

20. Амелина И.О. Развитие социокультурной компетенции обучающихся на материале песен военной тематики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024. Т. 14, № 4. С. 31-43. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-31-43


Рецензия

Для цитирования:


Ковалева Т.В. Военная песня как лингвокультурный компонент в процессе обучения русскому языку как иностранному. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(3):83-95. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-83-95

For citation:


Kovaleva T.V. The Military Song as a Linguocultural Component in the Process of Teaching Russian as a Foreign Language. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(3):83-95. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-83-95

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)