Деконструкция семантической оппозиции «ведущий – ведомый» в аспекте конфликтогенности медийного дискурса (анализ одного интервью Д. Трампа)
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-70-82
Аннотация
Цель. Целью статьи является продемонстрировать на материале телеинтервью, данного американским кандидатом в президенты Д. Трампом трем представительницам Национальной ассоциации темнокожих журналистов (NABJ), роль конфликтного поведения тележурналиста в деконструкции семантической оппозиции «ведущий – ведомый» как принципа организации телеинтервью и как способа эмоциональной дестабилизации оппонента с целью получения сенсационной информации.
Методы. В качестве основного в статье применяется метод структурного анализа, позволяющий выявлять роль семантических оппозиций в конструировании коммуникативного пространства медиадискурса; для анализа вербальных и невербальных средств актуализации эмоциональных состояний участников медийного события и выявления роли эмоциональных проявлений в деконструкции основной оппозиции и смене коммуникативных ролей, на разных этапах исследования привлекаются также методы лингвостилистического и лингвосемиотического анализа.
Результаты. Проанализированный материал показывает, что, будучи принципом организации медиадискурса, семантическая оппозиция «ведущий – ведомый», где журналисту отводится главная роль, ситуативно нивелирует отношения статусного неравенства, в которые вступает журналист, берущий интервью у государственного или политического деятеля. Деконструкция данной оппозиции и смена ролей ведущего и ведомого в рамках рассматриваемой оппозиции могут быть спровоцированы агрессивным поведением ведущего, не принимающего во внимание высокий статус гостя и желающего получить от него некоторое сенсационное заявление или комментарий.
Заключение. Медиапространство представляет собой структуру, организованную по принципу бинарности и мимезиса, благодаря чему внутри данного пространства созданы условия для сенсационных заявлений и громких разоблачений. Неожиданные заявления, как правило, являются результатом сильных переживаний участников медийного дискурса и могут быть вызваны намеренной активацией некоторого эмоционального состояния. Изучение способов структурирования медиапространства и средств его эмоционализации способствует более глубокому пониманию причин определенных социальных событий и может найти широкое практическое применение, в частности при подготовке и проведении интервью, дебатов, PR-кампаний.
Об авторе
Е. Ф. КосиченкоРоссия
Косиченко Елена Федоровна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры
рекламы, связей с общественностью и лингвистики
ул. Красноказарменная, д. 14, стр.1, г. Москва, 111250
Список литературы
1. Быстров М.В. Церебральные основы бинарности культуры // Вопросы культурологии. 2008. № 9. С. 13-17.
2. Волкова П.С. Бинарность как универсальный принцип мироздания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2019. № 3-4. С. 25-30.
3. Wittgenstein L. Culture and Value. Oxford: Basil Blackwell, 1980. 94 p.
4. Хорина Г.П. Идеология в системе культуры. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2007.
5. Воеводина Л.Н. Культура как идейная основа общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3(35). С. 20-25.
6. Шаховский В.И. Обоснование лингвистической теории эмоций // Вопросы психолингвистики. 2019. № 1(39). С. 22-37. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-39-1-22-37.
7. Ионова С.В. Эмоциональная доминанта текста: некоторые лингвистические аспекты исследования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2023. Т. 22, № 1. С. 13-27.
8. Дмитриева Д.Д. Понятие категорий эмоциональности, экспрессивности и оценочности в коммуникативной лингвистике // Региональный вестник. 2018. № 6(15). С. 27-29.
9. Troiano E. Where are Emotions in Text? A Human-based and Computational Investigation of Emotion Recognition and Generation. 2023. URL: https://elib.uni-stuttgart.de/bitstream/11682/13671/1/Troiano.pdf (дата обращения: 01.09.2024)
10. Wierzbicka A. Emotional Universals. 1999. URL: http://elies.rediris.es/LanguageDesign/LD2/wierzbicka.pdf (дата обращения: 01.09.2024)
11. Комалова Л.Р. Агрессогенный дискурс: типология мультилингвальной вербализации агрессии. 2-е изд., стереотипное. М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2020. 277 с.
12. Седов К.Ф. Агрессия и манипуляция в повседневной коммуникации // Юрислингвистика. 2005. № 6. С. 87-103.
13. Прокофьева В.Ю. Синергетические стратегии телевизионного интервью // Современные СМИ в контексте информационных технологий: сборник научных трудов 5-ой Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26 октября 2019 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. С. 131-134.
14. Mohammed S.J., Ahmed M.B. Discourse Markers Functions in Social Interviews // Journal of Tikrit University for Humanities. 2018. 25(1). P. 353–374. https://doi.org/10.25130/jtuh.25.1.2018.14 (дата обращения 01.09.2024)
15. Биюмена А.А., Кучура С.С. Провокативная тактика игры по правилам в телеинтервью // Манипуляции и социум: язык, сознание, культура: сборник научных трудов, Калининград, 15–17 мая 2023 года. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2023. С. 93-95.
16. Fu Y., Ho V. Discourse markers in TV interviews: a corpus-based comparative study of Chinese and the western media // Frontiers in Psychology. 2022.
17. Швец А.А. Статусное неравенство и асимметричные конфликты в международных отношениях // Конфликтология. 2019. Т. 14, №2. С. 200-208.
18. Яшина Н.В. Коммуникативные неудачи в телеинтервью (на материале американского варианта английского языка) // Верхневолжский филологический вестник. 2017. № 2. С. 66-70.
19. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Институт языкознания АН СССР, Волгоградский педагогический институт, 1991. 495 с.
20. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: «Искусство-СПБ», 1998.
21. Марков И.В. Реализация стратегий негативной вежливости в американском дискурсе ток-шоу // Актуальные проблемы лингвистики: взгляд молодых исследователей / под ред. Г.Р. Власян, М.А. Самковой. Вып. 3. Челябинск: Энциклопедия, 2018. С. 65-72.
22. Van Dijk T.A. Discourse and manipulation // Discourse and society. 2006. 17(2). P. 359-383.
Рецензия
Для цитирования:
Косиченко Е.Ф. Деконструкция семантической оппозиции «ведущий – ведомый» в аспекте конфликтогенности медийного дискурса (анализ одного интервью Д. Трампа). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(3):70-82. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-70-82
For citation:
Kosichenko E.F. Deconstruction of the semantic opposition the leader vs the led in terms of the conflict potential of media discourse (analysis of an interview with D. Trump). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(3):70-82. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-3-70-82


