Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Трансформационные игры как инструмент развития навыка эффективной коммуникации студентов

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-118-126

Аннотация

Цель исследования. Навык эффективной коммуникации является не только важнейшей составляющей в деятельности квалифицированного специалиста, но и делает повседневное общение более доверительным, менее агрессивным и зависимым. Это подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных ученых, программами бизнес-тренеров, практической работой специалистов по коучингу и консалтингу. Целью нашей работы является теоретико-экспериментальное исследование применения трансформационных игр как инструмента для развития навыка эффективной коммуникации студентов. В статье исследован навык эффективной коммуникации студентов по различным критериям. Показаны результаты применения программы развития навыка эффективной коммуникации студентов с использованием трансформационных игр. Методы. Методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко призвана определить, в какой мере люди способны проявлять терпимость к другим людям в деловом и межличностном общении. Тест «Коммуникативные умения» Михельсона Л. в модификации Гильбуха Ю.З. мы использовали для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений. Для исследования умения проявлять эмпатию используется методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна). В формирующей части нашей работы мы применяли трансформационные переговорные игры «Эффект красной розы. Лучшие техники убеждения» и «Сказать «НЕТ». Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что значительное число студентов имеются трудности в управлении эмоциями, которые негативно влияют на межличностное общение. Тестирование показало, что основная часть студентов имеют средний уровень общей коммуникативной толерантности. Студенты используют агрессивную (давящее поведение) и зависимую (неуверенное поведение) позиции в общении. Значительное количество студентов демонстрируют низкий уровень отклика чувствами, который затрудняет контакт с окружающими людьми. Заключение. Таким образом, необходима целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков студентов. Для этой цели нами разработана программа развития навыков эффективной коммуникации студентов с использованием трансформационных игр, эффективность которой была доказана на практике и статистически.

Об авторах

Т. В. Иванова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Иванова Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент



Е. В. Алтунина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Алтунина Елена Владимировна, магистрант



О. А. Данько
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Данько Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков №1



Список литературы

1. Бахтин М.М. Антрополингвистика: избранные труды. М.: Лабиринт, 2010. 255 с.

2. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. СПб., 2010. 198 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 432 с.

5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. 8-е изд. М.: Ленанд, 2014. 211 с.

6. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 94 с.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология: истоки и перспективы / Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов. СПб.: СПбГУП, 2010. 532 с.

8. Психология общения: энциклопедический словарь / Российской акад. образования, Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Когито Центр, 2015. 671 с.

9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.

10. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: АЛЕФ, 1992. 96 с.

11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.

12. Современные терапевтические и трансформационные игровые технологии. Игрофикация помогающих практик. Сборник статей / отв. ред. Ковалёва М.А. М.: Профессиональная гильдия психологов-игропрактиков, 2019. 84 с.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова Т.В., Алтунина Е.В., Данько О.А. Трансформационные игры как инструмент развития навыка эффективной коммуникации студентов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(2):118-126. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-118-126

For citation:


Ivanova T.V., Altunina E.V., Danko O.A. Transformational Games as a Tool for Developing Students' Effective Communication Skills. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(2):118-126. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-118-126

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)