Особенности психологической помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения, подверженным профессиональному выгоранию
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-113-125
Аннотация
Цель исследования. В условиях интенсивных преобразований, происходящих сегодня в российском обществе, значимость приобретает проблема эффективности профессиональной деятельности, особенно в сфере образования. Важно поддерживать оптимальный уровень деятельности педагогов в образовательных учреждениях. Поэтому необходимо обратить внимание на такой психологический феномен, как профессиональное выгорание педагогов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста. Целью исследования является изучение особенностей психологической помощи педагогам дошкольного образования, подверженным профессиональному выгоранию.
Методы. В работе были использованы методики: опросник профессионального выгорания К. Маслач в адаптации Н. Е. Водопьяновой, методика для определения уровня субъективного контроля личности (УСК) Е. А. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда, опросник для изучения копинг-стратегий Н. Эндлера и Дж. Паркера, методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского.
Результаты. В результате эмпирического исследования выявлены симптомы профессионального выгорания у педагогов дошкольного образования. Особенное внимание обращает на себя высокий уровень таких симптомов, как деперсонализация и редукция профессиональных достижений. Среди факторов, влияющих на развитие синдрома профессионального выгорания, важным является выбор стратегии совладания со стрессом. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что у педагогов дошкольного образовательного учреждения преобладает низкий уровень проблемно-ориентированного копинга, средний уровень копинга, оринтированного на избегание, и эмоционально-ориентированного копинга. Субъективный уровень контроля также является значимым индивидуально-психологическим фактором профессионального выгорания. В результате исследования было обнаружено, что большинство педагогов имеют низкий уровень интернальности в области производственных отношений, в области неудач и высокий уровень интернальности в области достижений, в сфере семейных отношений.
Важным социально-психологическим фактором профессионального выгорания являются взаимоотношения в коллективе. У педагогов дошкольного образовательного учреждения были обнаружены низкие значения субъективной оценки напряженности, конфликтности, агрессии в отношениях, что говорит о снижении диалогичности, самоценности, конструктивности в отношениях, отсутствии тесного, открытого, конструктивного взаимодействия среди сотрудников.
Заключение. Низкие значения проблемно-ориентированного копинга, низкий уровень интернальности в области производственных отношений, в области неудач, признаки дисгармоничных отношений в коллективе являются факторами профессионального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения. Разработанная и реализованная нами программа психологической помощи, построенная с учетом факторов и симптомов профессионального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, показала свою эффективность, что подтверждается математической статистикой.
Об авторах
Т. В. ИвановаРоссия
Иванова Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
И. В. Вьюшкова
Россия
Вьюшкова Ирина Викторовна, психолог
проспект Дружбы, д. 19, г. Курск 305040
Список литературы
1. Маслач К., Эйала Пайнс. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 522 с.
2. Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность // Психология субъекта профессиональной деятельности: сборник научных трудов / под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. М.; Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. С. 72-82.
3. Рукавишников А.А. Опыт создания методики для диагностики феномена психического «выгорания» // Психология и практика. 1998. Т. 4., вып. 1. С. 283-284.
4. Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологическая характеристика и методологические аспекты диагностики // Психодиагностика и коррекция. Руководство для врачей и психологов. СПб.: Питер. Серия «Мастера психологии». 2008. Гл. 7. С. 205-235.
5. Алешина Т.Г. Проблема взаимосвязи индивидуально-личностных свойств и особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Психотерапия. 2007. №7. С. 35-38.
6. Молчанова Л.Н., Королева С.И. Особенности взаимосвязей астении, эмоционального интеллекта студентов-волонтеров при различном уровне их эмоционального выгорания // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024. Т. 14, № 3. С. 134-144. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-134-144
7. Молчанова Л.Н., Блинова К.В. Взаимосвязи способов совладающего поведения и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности (в период пандемии COVID-19) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11, № 4. С. 202-213.
8. Молчанова Л.Н., Черникова С.И. Особенности влияния эмоционального интеллекта на психическое выгорание волонтеров в условиях профессионально ориентированной добровольческой деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022. Т. 12, № 4. С. 154-167.
9. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2003. 473 с.
10. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях «человек-человек»: практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Питер, 2003. 312 с.
11. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 299 с.
12. Рогинская Т.И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 107-121.
13. Андреева Н.Ю. Коррекция профессионального выгорания педагогов // Наука ЮУрГУ: материалы LXII науч. конф. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. Т. 2. С. 167-171.
14. Дикая Л.Г., Наличаева С.А. О вкладе стресса и утомления в развитие эмоционального выгорания педагогов // Психология психических состояний: сборник статей / под ред. А.О. Прохорова. Казань: Казанский университет, 2011. Вып. 8. С. 138-163.
15. Дакая Л.Г., Наличаева С.А. Самоактуализация как ведущая детерминанта субъектной саморегуляции эмоционального выгорания педагога // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте: сборник статей / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 422-442.
16. Дубиницкая К.А. Социально-психологические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 4. С. 57-65.
17. Филиппова Ю.В., Сюртукова Е.Ю. Специфика структурной организации факторов психического выгорания воспитателей ДОУ с различным уровнем его выраженности // Ярославский психологический вестник. 2016. № 34. С. 107-110.
18. Евдокимов А. Н. Психологическая поддержка личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, работающего с дезадаптивными старшими дошкольниками: методология, теория и практика. Георгиевск: ГТИ (филиал) СевКавГТУ, 2011. 176 с.
19. Курапова И.А., Назарова С.А. Профессиональное благополучие педагогов высшей школы: психологические особенности // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 17 ноября 2023 года. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2023. С. 318-325.
20. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителей. Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2010. 182 с.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Т.В., Вьюшкова И.В. Особенности психологической помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения, подверженным профессиональному выгоранию. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(1):113-125. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-113-125
For citation:
Ivanova T.V., Vyushkova I.V. Features of psychological assistance to teachers of preschool educational institutions who are subject to professional burnout. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(1):113-125. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-113-125