Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Особенности психологической помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения, подверженным профессиональному выгоранию

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-113-125

Аннотация

Цель исследования. В условиях интенсивных преобразований, происходящих сегодня в российском обществе, значимость приобретает проблема эффективности профессиональной деятельности, особенно в сфере образования. Важно поддерживать оптимальный уровень деятельности педагогов в образовательных учреждениях. Поэтому необходимо обратить внимание на такой психологический феномен, как профессиональное выгорание педагогов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста. Целью исследования является изучение особенностей психологической помощи педагогам дошкольного образования, подверженным профессиональному выгоранию.

Методы. В работе были использованы методики: опросник профессионального выгорания К. Маслач в адаптации Н. Е. Водопьяновой, методика для определения уровня субъективного контроля личности (УСК) Е. А. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда, опросник для изучения копинг-стратегий Н. Эндлера и Дж. Паркера, методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского.

Результаты. В результате эмпирического исследования выявлены симптомы профессионального выгорания у педагогов дошкольного образования. Особенное внимание обращает на себя высокий уровень таких симптомов, как деперсонализация и редукция профессиональных достижений. Среди факторов, влияющих на развитие синдрома профессионального выгорания, важным является выбор стратегии совладания со стрессом. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что у педагогов дошкольного образовательного учреждения преобладает низкий уровень проблемно-ориентированного копинга, средний уровень копинга, оринтированного на избегание, и эмоционально-ориентированного копинга. Субъективный уровень контроля также является значимым индивидуально-психологическим фактором профессионального выгорания. В результате исследования было обнаружено, что большинство педагогов имеют низкий уровень интернальности в области производственных отношений, в области неудач и высокий уровень интернальности в области достижений, в сфере семейных отношений.

Важным социально-психологическим фактором профессионального выгорания являются взаимоотношения в коллективе. У педагогов дошкольного образовательного учреждения были обнаружены низкие значения субъективной оценки напряженности, конфликтности, агрессии в отношениях, что говорит о снижении диалогичности, самоценности, конструктивности в отношениях, отсутствии тесного, открытого, конструктивного взаимодействия среди сотрудников.

Заключение. Низкие значения проблемно-ориентированного копинга, низкий уровень интернальности в области производственных отношений, в области неудач, признаки дисгармоничных отношений в коллективе являются факторами профессионального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения. Разработанная и реализованная нами программа психологической помощи, построенная с учетом факторов и симптомов профессионального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, показала свою эффективность, что подтверждается математической статистикой.

Об авторах

Т. В. Иванова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Иванова Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



И. В. Вьюшкова
Детский сад комбинированного вида № 120
Россия

Вьюшкова Ирина Викторовна, психолог

проспект Дружбы, д. 19, г. Курск 305040



Список литературы

1. Маслач К., Эйала Пайнс. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 522 с.

2. Орел В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность // Психология субъекта профессиональной деятельности: сборник научных трудов / под ред. А.В. Брушлинского, А.В. Карпова. М.; Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. С. 72-82.

3. Рукавишников А.А. Опыт создания методики для диагностики феномена психического «выгорания» // Психология и практика. 1998. Т. 4., вып. 1. С. 283-284.

4. Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологическая характеристика и методологические аспекты диагностики // Психодиагностика и коррекция. Руководство для врачей и психологов. СПб.: Питер. Серия «Мастера психологии». 2008. Гл. 7. С. 205-235.

5. Алешина Т.Г. Проблема взаимосвязи индивидуально-личностных свойств и особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Психотерапия. 2007. №7. С. 35-38.

6. Молчанова Л.Н., Королева С.И. Особенности взаимосвязей астении, эмоционального интеллекта студентов-волонтеров при различном уровне их эмоционального выгорания // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024. Т. 14, № 3. С. 134-144. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-134-144

7. Молчанова Л.Н., Блинова К.В. Взаимосвязи способов совладающего поведения и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности (в период пандемии COVID-19) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11, № 4. С. 202-213.

8. Молчанова Л.Н., Черникова С.И. Особенности влияния эмоционального интеллекта на психическое выгорание волонтеров в условиях профессионально ориентированной добровольческой деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022. Т. 12, № 4. С. 154-167.

9. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 2003. 473 с.

10. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях «человек-человек»: практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Питер, 2003. 312 с.

11. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 299 с.

12. Рогинская Т.И. Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 107-121.

13. Андреева Н.Ю. Коррекция профессионального выгорания педагогов // Наука ЮУрГУ: материалы LXII науч. конф. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. Т. 2. С. 167-171.

14. Дикая Л.Г., Наличаева С.А. О вкладе стресса и утомления в развитие эмоционального выгорания педагогов // Психология психических состояний: сборник статей / под ред. А.О. Прохорова. Казань: Казанский университет, 2011. Вып. 8. С. 138-163.

15. Дакая Л.Г., Наличаева С.А. Самоактуализация как ведущая детерминанта субъектной саморегуляции эмоционального выгорания педагога // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте: сборник статей / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 422-442.

16. Дубиницкая К.А. Социально-психологические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 4. С. 57-65.

17. Филиппова Ю.В., Сюртукова Е.Ю. Специфика структурной организации факторов психического выгорания воспитателей ДОУ с различным уровнем его выраженности // Ярославский психологический вестник. 2016. № 34. С. 107-110.

18. Евдокимов А. Н. Психологическая поддержка личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, работающего с дезадаптивными старшими дошкольниками: методология, теория и практика. Георгиевск: ГТИ (филиал) СевКавГТУ, 2011. 176 с.

19. Курапова И.А., Назарова С.А. Профессиональное благополучие педагогов высшей школы: психологические особенности // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 17 ноября 2023 года. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2023. С. 318-325.

20. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителей. Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2010. 182 с.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова Т.В., Вьюшкова И.В. Особенности психологической помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения, подверженным профессиональному выгоранию. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(1):113-125. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-113-125

For citation:


Ivanova T.V., Vyushkova I.V. Features of psychological assistance to teachers of preschool educational institutions who are subject to professional burnout. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(1):113-125. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-113-125

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)