Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Структурирование учебного гуманитарного материала в профессиональном образовании

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-103-112

Аннотация

В исследовании предложен подход к формированию универсальных компетенций, предполагающих способность выпускника осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, умение применять системный подход для решения поставленных задач, который предусматривает системное структурирование учебного материала и перевода его в графические представления в форме фреймов как конструкций, многократно информационно перезагружающихся и представляющих собой сжатое отражение действительности. При данной организации образовательного процесса, с одной стороны, не нарушаются задачи и специфика изучения гуманитарных дисциплин в вузе, а с другой - создаются условия для достижения будущими специалистами целостного опыта решения профессиональных задач.

Целью исследования является разработка способа системного структурирования учебного материала (на материале гуманитарных дисциплин) и представления его во фреймовых схемах с целью формирования универсальных компетенций обучающихся.

Методы: теоретические (теоретический анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; теоретическое моделирование); эмпирические (изучение опыта преподавания гуманитарных дисциплин; нормативной и учебно-программной методической литературы, учебных пособий по дисциплинам цикла), экспериментальные.

Результаты: аргументирована актуальность системного структурирования учебного гуманитарного материала посредством применения фреймовых схем, в результате чего происходит формирование у обучающихся профессиональных компетенций.

Заключение: системное структурирование учебного гуманитарного материала в виде фреймов значительно экономит время и усилия на его актуализацию, способствует применению рациональных приемов работы с информацией, формированию практических умений и компетенций в процессе обучения.

Об авторах

Н. М. Королева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Королева Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Researcher ID: A-0000-0000

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Г. Е. Богданова
Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП
Россия

Богданова Галина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных, естественно-научных и юридических дисциплин

ул. Радищева, д. 16, г. Курск 305004



Список литературы

1. Меньщиков Д.И. Семантическое поле И. Трира с точки зрения философской теории фреймов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2020. № 4. С. 134-137.

2. Штейнберг В. Дидактическая многомерная технология: хроника разработки // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. №5. С. 74-84.

3. Остапенко А.А., Шубин С.И. Крупноблочные опоры: составление, типология, применение // Школьные технологии. 2000. №3. С.19-21.

4. Асадуллин Р. М. Человек в зеркале образования. М.: Наука, 2017. 247с.

5. Гурина Р.В. Концепция фрейма в обучении // Школьные технологии. 2016. №3. С. 77-84.

6. Колодочка Т.Н. Педагогические возможности фреймовой технологии // Педагогический вестник Кубани. 2003. № 2. С. 30-32.

7. Фреймовые опоры / Р.В. Гурина, Е.Е. Соколова, О.А. Литвинко, А.М. Тарасевич, С.И. Фёдорова, А.Д. Уадилова; под ред. Р.В. Гуриной. М.: НИИ школьных технологий, 2007. 96 с.

8. Иванова Н.К. Визуализация в образовании и науке: вызовы времени и проблемы цифровизации // Вестник Гуманитарного института. 2021. №2. С. 161–172. URL: https://isuct-bhi.ru/sites/default/files/issue/2021/1/bhi-2021-1-161.pdf

9. Гуманитарная культура личности - основа современного профессионального образования / под ред. Н.И. Элиасберга. URL: // http://www.ifap.ru/library/book284.pdf62 (дата обращения: 26.06.2024).

10. Богданова Г.Е. Системное структурирование гуманитарных дисциплин в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста среднего звена // III Международный конгресс «Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты». Челябинск: Челябинский государственный социально-педагогический университет, 2016.

11. Минский М. Фрейм для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 154 с.

12. Уразова М.Б., Эшпулатов Ш.Н. Фреймовая технология как способ формирования самостоятельного мышления студентов педагогических вузов // Вестник ТГПУ. 2011. № 4 (106). С. 163-165.

13. Богданова Г.Е. К вопросу о формировании профессиональной компетентности специалистов среднего звена при изучении гуманитарных дисциплин // Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовательном процессе школы и вуза» / БГПУ им. М. Акмуллы. Бирск-М., 2016.

14. Мотунова Л.Н. Визуализация учебного материала как средство повышения качества его усвоения студентами высшей школы // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. № 3. С. 86-89.

15. Щербакова Е.Е., Мухина Т.Г., Плешков А.В. Фрейм технология как условие развития креативности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25591 (дата обращения: 11.07.2024).

16. Рубцова А.В., Чичерина Н.В., Еремин Ю.В., Кац Н.Г. Сценарно-фреймовый подход к проектированию содержания обучения иностранному языку в высшей школе // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №6. URL: http://emissia.org/offline/2022/3076.htm (дата обращения: 20.07.2024).

17. Медведенко Н.В. Фрейм как базовое понятие педагогических технологий // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 102-107.

18. Спиркин С.И. Образовательные ресурсы Интернета студентам ‒ Философия. учебник. СПб.: Gks.ru, 2017. URL //http://www.koob.ru/spirkin/filosifya_spirkin (дата обращения: 20.06.2024).

19. Малязина М.А., Котова С.А. Включение фреймового обучения в практику преподавания педагогических дисциплин в высшей школе // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, №2А. С. 188-198.


Рецензия

Для цитирования:


Королева Н.М., Богданова Г.Е. Структурирование учебного гуманитарного материала в профессиональном образовании. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(1):103-112. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-103-112

For citation:


Koroleva N.M., Bogdanova G.E. Structuring of educational humanitarian material in vocational education. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(1):103-112. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-103-112

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)