«Литературный» мем как феномен интернет-коммуникации (на материале мемов по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-66-79
Аннотация
Данная работа посвящена рассмотрению особенностей функционирования «литературных» мемов в интернет-коммуникации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения способности интернет-мемов обрабатывать и презентовать наиболее актуальные для лингвокультуры смысловые аспекты. Возможность проследить трансформацию смыслов романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» для массового формата представляется в этой связи особенно интересным.
Целью работы является анализ специфики формирования, репрезентации и функционирования в медиапространстве мемов, «литературной базой» которых является роман «Преступление и наказание».
Методы. Для реализации цели исследования использовались общенаучные методы: аналитико-синтетическая обработка информации, дескриптивный метод; лингвистические методы: метод компонентного анализа, методы формализации языковых фактов.
Результаты исследования показали, что меметические единицы, сформированные по мотивам названного произведения, обладают рядом отличительных черт, в числе которых наиболее значимыми являются прецедентность, полидискурсивность, интертекстуальность. Рассмотрены их структура, модели семантического взаимодействия, содержательные свойства. Анализ содержательных характеристик мемов позволил выявить две противоборствующие тенденции: с одной стороны, мемы репрезентируют наиболее стереотипные представления о романе; с другой – мемы изображают героев, ситуации, известные только «специалистам». Выделено, что меметические единицы представляют сюжетную схему произведения в максимально обобщенном виде, причем семантика сформированного единства проивоположна смыслам, заложенным в произведении.
Заключение. Проведенное исследование показало, что базовая контрастность мема дает возможность соединять в своей структуре разноплановые элементы, формируя новые нюансы смыслов. Выявлено, что прецедентные феномены становятся семантическими доминантами, на которых строятся меметические единицы. Отмечено, что юмористическая направленность большинства рассмотренных единиц свидетельствует о их полимодальной природе.
Об авторах
Г. В. ПоповаРоссия
Попова Галина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
А. А. Беседина
Россия
Беседина Анна Андреевна, студент
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Д. С. Жевлаков
Россия
Жевлаков Даниил Сергеевич, студент
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. Фоминой. М.: ACT: Corpus, 2013. 512 с.
2. Hofstadter D. R., 1996. Metamagical Themas: Questing for the Essence of Mind and Pattern. N. Y.: Trade Paperback, 1996. 824 p.
3. Кронгауз М.А. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и жизнь. 2012. № 11. С. 127–132.
4. Олешкова А.М. Интернет-мем как способ воспроизводства культуры // Общество: философия, история, культура. 2017. Вып. 8. С. 164–166.
5. Кэмпа-Фигура Д. (Интернет-)мем как новый медиажанр. Постановка вопроса // Медиалингвистика. 2019. № 6 (1). С. 103–121.
6. Щурина Ю.В. Интернет-мемы в современной коммуникации: адаптация и прагматический потенциал // Коммуникативные исследования. 2023. Т. 10, № 3. С. 558–576. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2023.10(3).558-576.
7. Щурина Ю.В., Харохорина М.Б. Интернет-мем как жанр и «ньюсмейкер» в современном медиапространстве // Медиалингвистика. 2020. № 7 (2). С. 263–275. URL: https://medialing.ru/internet-mem-kak-zhanr-i-nyusmejker-v-sovremennom-mediaprostranstve/
8. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003. 122 с.
9. Креолизованный текст: Смысловое восприятие / отв. ред. И.В. Вашунина; ред. колл.: Е.Ф. Тарасов, А.А. Нистратов, М.О. Матвеев. М.: Институт языкознания РАН, 2020. 206 с.
10. Щурина Ю.В. Интернет-мемы: проблема типологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 6. С. 85-89.
11. Канашина С.В. Когнитивные основания полидискурсивности в интернет-мемах // Филологические науки. 2018. № 12 (90). С. 313-317.
12. Канашина С.В. Семантические особенности интернет-мема как полимодального дискурса // Вестник МГЛУ. 2018. № 16 (811). С. 74-80.
13. Карасик В.И. Сетевой дискурс: жанровые характеристики // Язык. Текст. Дискурс. 2018. Вып. 16. С. 152-166.
14. Никифоров О.Ю. Виртуальный дискурс: интеграция и дифференциация // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11. URL: https://human.snauka.ru/2012/11/1930.
15. Иссерс О. С. Потенциал трансформаций поликодового интернет-мема в событийном контексте 2020 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2021. Т. 20, № 2. С. 26-41. https://doi.org/https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.3
16. Полонский А.В., Шаталова Ю.Н., Крюкова С.В., Ушакова С.В. Полидискурсивность интернет-мема как реализация его лингвокреативного потенциала // Медиалингвистика. 2023. № 10 (2). С. 209–222. URL: https://medialing.ru/polidiskursivnost-internet-mema-kak-realizaciya-ego-lingvokreativnogo-potenciala/ (дата обращения: 21.11.2024)
17. Гусейнова И.А., Косиченко Е.Ф. Грани смешного и юмор без границ: семиотика комических текстов разных жанров. Казань: Бук, 2024. 210 с.
18. Попова Г.В., Косиченко Е.Ф. Антиномии юмористического дискурса (на материале программы «Клуб веселых и находчивых») // Научный диалог. 2024. Т. 13, № 8. С. 188- 209.
19. Попова Г.В., Жевлаков Д.С., Гориводская Д.Е. Генерализующие характеристики юмористических интернет-мемов // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований: сборник VI Международной научной конференции. Курск, 2024. С. 127-136.
20. Марченко Т.В. Интернет-мем как феномен медиакоммуникации: типологические характеристики и потенциал прецедентности // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сборник научных трудов. Вып. 16. Орел, 2019. С. 209-220.
Рецензия
Для цитирования:
Попова Г.В., Беседина А.А., Жевлаков Д.С. «Литературный» мем как феномен интернет-коммуникации (на материале мемов по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(1):66-79. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-66-79
For citation:
Popova G.V., Besedina A.A., Zhevlakov D.S. The “Literary” Meme as a Phenomenon of Internet Communication (Based on Memes Based on F.M. Dostoevsky's Novel «Crime and Punishment»). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(1):66-79. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-66-79