Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Репрезентация образа России в сознании молодёжной социально-демографической группы (на материале результатов психолингвистического эксперимента)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-39-54

Аннотация

Представленное исследование анализирует особенности формирования образа России в современном сознании молодёжной социально-демографической группы с точки зрения психолингвистики на основании результатов психолингвистического экспериментального исследования.

На современном этапе общественно-политического развития государства и общества особую значимость приобретает изучение многогранного понятия образ России. Актуальность выбранной темы исследования состоит также в том, что анализ образа России, сформированного в сознании молодёжи, предполагает глубокое понимание фундаментальных принципов культурного и социального развития молодёжи, а их изучение позволит глубже понять их национальную идентичность. В сфере современной гуманитарной парадигмы особое внимание уделяется пониманию сущности и механизмов, лежащих в основе формирования внутреннего и внешнего образа, стоящего за стимульным объектом. Формирование обрза России в сознании индивида представляется как интерференция происходящих в его жизни событий, его фоновых знаний об исследуемом стимульном объекте и явлений окружающей действительности на основе подобия, сходства или аналогии.

Целью исследования стало изучение образа России, сформированного в сознании представителей молодёжной социально-демографической группы, и его анализ с точки зрения психолингвистики.

Основным методом, использованным при проведении экспериментального исследования, являлся свободный ассоциативный эксперимент. Для анализа полученных данных были применены описательно-аналитический и сравнительно-сопоставительный методы, комплексная имплементация которых позвоила построить ассоциативные поля образа России, сформированного в сознании индивида, представляющего молодёжную социально-демографическую группу.

Материалом для исследования послужили ассоциации, полученные в ходе проведенного нами в ноябре 2021 г. свободного ассоциативного эксперимента среди студентов Юго-Западного государственного университета (г. Курск). В результате проведённого экспериментального исследования был получен большой объём практического материала, анализ которого позволил построить лексикографическое ассоциативное поле, а также ассоциативные поля образа России с точки зрения семантического распределения ассоциатов и характера вербальных средств предицирования. Структура полученного нами ассоциативного поля образа России, сформированного в сознании молодёжи, верифицируется данными лексикографических источников.

Об авторах

А. В. Анненкова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Анненкова Антонина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Е. А. Таныгина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Таныгина Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Вилисов М.В., Батоврина Е.В., Михайлова О.В. Образ России в сознании молодёжи постсоветских стран: опыт социологической оценки // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14. № 5. С. 212-230. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2021-14-5-11.

2. Ярмак О.В., Канах А.М., Архипенко В.Е. Образ России в сознании студенческой молодёжи Крыма и Севастополя: результаты социологического исследования // Дискурс. 2018. № 6. С. 71-79.

3. Селезнева А.В., Палитай И.С. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.18721/JHSS.10211.

4. Будко Д.А., Лукьянова Г.В. Образ идеальной России в сознании студенческой молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Т. 21, № 2. С. 184-194. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2019-21-2-184-194.

5. Андреева О.А., Левина Л В. Детерминация образа России с древности до современности: лингвофилософский подход // Общество: философия, история, культура. 2021. № 9 (89). С. 33-38. https://doi.org/10.24158/fik.2021.9.5.

6. Анненкова А.В., Таныгина Е.А., Попадинец Р.В. Образ современной власти в России на основе сетевых комментариев // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции. Курск: ЮЗГУ, 2022. С. 19-24.

7. Романович Н.А. Образ власти в России и его базовые характеристики // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 444. С. 110-119. https://doi.org/10.17223/15617793/444/13.

8. Фесенко О.П. Образ России в структуре языкового сознания молодежи СНГ // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. 2017. № 2. С. 43-46.

9. Solopova O.A., Kushneruk S.L. War yesterday and today: The image of Russia in British media discourse // Russian Journal of Linguistics. 2021. Vol. 25, no 3. P. 723-745. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-3-723-745.

10. Степыкин Н.И., Гурина В.И. Моделирование ассоциативного поля Россия/Russia по данным ассоциативных словарей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, № 3. С. 51-60. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-51-60.

11. Попадинец Р.В., Андреева О.А. Образ России в сознании современной молодежи через восприятие слов-стимулов «глобализация» и «культура» (по материалам ассоциативного эксперимента) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, №2. С. 31-42. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-2-31-42.

12. Дмитрова О.В. Образ России в медийном пространстве США (на примере американских комедийных сериалов) // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2019. Т. 5, № 4. С. 10-18. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2019-5-4-0-2.

13. Зубкова О.С. Метафора в профессиональной семиотике. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2011. 334 с.

14. Зинченко В.П. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России. 2003. №5. С. 81-91.

15. Таныгина Е.А., Нефедов Н.Г., Рубцов Н.Ю. Образ современной школы в сознании русскоязычных студентов // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции. Курск: ЮЗГУ, 2020. С. 412-416.

16. Чанышев О.Г., Пуртов А.М. Ассоциативные поля предметных областей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2013. № 1. С. 177-181.

17. Касаткина Т.Ю. Ассоциативное поле как модель анализа значения слова // Ежегодник финно-угорских исследований. 2020. Т. 14, № 4. С. 589-603. https://doi.org/10.35634/2224-9443-2020-14-4-589-603.

18. Баркова Т.П. Текстовое ассоциативное поле и моделирование структуры концепта. // Концепт. 2015. № 11 (ноябрь). С. 151–155.

19. Zagidulina A.F., Gilazetdinova G.K., Islamova E.A. Associative fields of lexemes "Homeland" and "Vatan" in Russian and Tatar linguistic consciousness // Journal of Language and Literature. 2016. Vol. 7, no 2. P. 289-292. https://doi.org/10.7813/jll.2016/7-2/55.

20. Shaklein V., Lonskaia A. Metaphorical images of government in Russian media texts // The European proceedings of social and behavioral science. Grozny: European Publisher, 2020. 2115-2120. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.05.278.

21. Алексеева Е.М. Ассоциативная репрезентация психических состояний: экспериментальное исследование речевых реакций // Вопросы психолингвистики. 2017. № 33. С. 10-18.

22. Поречная В.И. Интерференция профессионального фактора на восприятие стимула с пространственным компонентом: некоторые результаты экспериментального исследования // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции. Курск: ЮЗГУ, 2022. С. 143- 148.

23. Архипова С.В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №11. С. 6-9.

24. Борисова Ю.А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т.8, № 1. С. 265-275.

25. Абрамова Е.С. Ассоциативно-смысловое поле концепта // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 2.

26. Деева Н.В., Рыбникова Е.Е. Ассоциативно-смысловое поле лексемы «Россия» в репрезентации представителей китайской лингвокультуры // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 320-322. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-320-322

27. Руль Н.Н., Гуц Е.Н., Куруленок А.А. Принципы моделирования ассоциативного поля: лексикографический аспект (на материале ассоциативных экспериментов с респондентами, изучающими русский язык как иностранный) // Филология и культура. 2018. № 4(54). С. 74-80.

28. Попадинец Р.В. Нравственные и ценностные идеалы представителей современного поколения (опыт психолингвистического эксперимента) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2015. № 4(17). С. 59- 64.

29. Пименова М.В. Политическая концептуальная система // Политическая лингвистика. 2010. № 2. С. 47-55.

30. Шагбанова Х.С. Лингвокультурная природа концепта «патриотизм» // Litera. 2023. № 4. С. 11-19. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2023.4.40116.

31. Анненкова А.В. Особенности восприятия образной составляющей имиджевой рекламы (некоторые результаты ассоциативного эксперимента) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7, № 3(24). С. 58-66.

32. Морель Морель Д.А. Сопоставительный анализ ассоциативных полей, отличающихся по времени фиксации, как средство выявления динамики концепта // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-2(42). С. 115-119.

33. Потапова О.Е. Вербальная репрезентация концепта. Лексико-семантическое поле как фрагмент языковой картины мира (на материале ЛСП «море»). Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда». 2020. 164 с. https://doi.org/10.31483/a-105.

34. Грибер Ю.А., Йонаускайте Д., Мор К. Цвета эмоций: экспериментальное исследование ассоциативных связей в современном русском языке // Litera. 2019. № 1. С. 69-86. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2019.1.28892.

35. Анненкова А. В. К вопросу о восприятии образной составляющей поликодового текста имиджевой рекламы: гендерный фактор (экспериментальное исследование) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9, № 2(31). С. 21-32.

36. Черкасова Г.А. Русский сопоставительный ассоциативный словарь. сайт. 2008. URL: http://it-claim.ru/Projects/ASIS/RSPAS/zapusk.htm

37. Русский ассоциативный словарь: сайт. URL: http://tesaurus.ru/dict/

38. Черкасова Г.А., Уфимцева Н.В. Русский региональный ассоциативный словарь-тезаурус ЕВРАС: сайт. Институт языкознания Российской академии наук. URL: https://iling-ran.ru/web/ru/publications/evras

39. Степыкин Н.И. Ассоциативное поле как модель ментальной репрезентации: когнитивный, эмотивный и языковой аспекты // Известия Юго-Западного государственного университета. 2024. 28(1). С. 88-99. https://doi.org/10.21869/2223-1560-2024-28-1-88-99

40. Степыкин Н.И. Опыт моделирования ассоциативных полей (по материалам проекта «Мультилингвальный ассоциативный тезаурус вежливости») // Научный диалог. 2021. №3. С. 106-120. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-106-120

41. Степыкин Н.И. Ассоциативное поле: продукт ассоциативного эксперимента и инструмент анализа значения слова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. 2016. № 3 (20). С. 110-114.

42. Таныгина Е.А. Внутренний образ цветообозначения красный в сознании носителя русской культуры // Вопросы психолингвистики. 2011. № 1 (13). С. 166-173.

43. Таныгина Е.А. Образ цвета в сознании носителя русской культуры (на примере цветообозначения розовый) // Вестник ИГЛУ. 2011. № 4. С. 69-75.


Рецензия

Для цитирования:


Анненкова А.В., Таныгина Е.А. Репрезентация образа России в сознании молодёжной социально-демографической группы (на материале результатов психолингвистического эксперимента). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(1):39-54. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-39-54

For citation:


Annenkova A.V., Таnygina E.A. The Representation of the Image of Russia in the Minds of a Youth Socio-Demographic Group (Based on the Results of a Psycholinguistic Experiment). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(1):39-54. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-39-54

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)