Встречный текст как инструмент исследования деятельности понимания
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-18-28
Аннотация
Целью исследования является исследование феномена встречного текста с точки зрения психолингвистических механизмов деятельности, «запускающей» его создание, – метаязыковой деятельности индивида. Создание встречного текста («готового продукта» понимания) рассматривается в комплексе «событий» при восприятии и понимании текста, но как отдельный этап деятельности понимания.
Материалы и методы. Для проведения анализа встречных текстов автором была применена экспериментальная методика. Материалами исследования стали 55 встречных текстов, полученных в ходе эксперимента, среди студентов 1 и 2 курса Юго-Западного государственного университета (52 участника) и преподавателей кафедры иностранных языков ЮЗГУ (3-е участников), всего – 55 человек.
Результаты эксперимента свидетельствуют в пользу того, что построение встречного текста носит глубоко индивидуальный характер, обусловленный различием стратегий метаязыковой деятельности участников представленного в статье эксперимента, и отличием качественных характеристик и свойств метаязыковой деятельности, зафиксированных в ходе анализа встречных текстов. Отмечены характерные признаки метаязыковой деятельности: перефразирование и замена слов на синонимичные или выполняющие роль синонимичных в индивидуальном лексиконе испытуемых; добавление в повествовательную канву встречных текстов оценочных суждений и промежуточных выводов; введение сокращённых смысловых блоков, понятных автору встречного текста, но требующих дополнительной расшифровки; обобщение информации; перестраивание исходной структуры авторского текста; искажение отдельных деталей содержания.
Заключение. Встречный текст представляет собой сжатый фрагмент воссозданной реципиентом «действительности», возникшей в его сознании в результате воздействия авторского текста. Степень несоответствия определяется, во-первых, наличием или отсутствием у реципиента подобного опыта (как собственного прожитого, так и адаптированного посредством книг и пр.), во-вторых, сформированностью когнитивных механизмов переработки информации, делающих возможным преломить чужой отрезок действительности и спроецировать его на свою действительность; в-третьих, наличием достаточного арсенала языковых средств и навыков по их мгновенному применению. Встречный текст – это доступный инструмент исследования метаязыковой деятельности индивида.
Об авторе
Т. В. КружилинаРоссия
Кружилина Татьяна Владиславовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
Researcher ID: 738898
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта, 2016. 415 с.
2. Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. 178 с.
3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. 2-е изд., испр. и доп. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. 558 с.
4. Нестерова Н.М. Психолингвистика текста, или есть ли смысл в тексте? // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 213-219. EDN LAULON.
5. Нестерова Н.М. О двух подходах к проблеме понимания текста: концепции А.А. Залевской и А.И. Новикова // Вопросы психолингвистики. 2024. № 3(61). С. 59-69. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2024-61-3-59-69. EDN JWEMBQ.
6. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж: НПО Модек, 1998. С. 272‒317. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=107896 (дата обращения: 24.11.2024).
7. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983. 215 с.
8. Новиков А.И. Текст и его смысловые доминанты / под ред. Н.В. Васильевой, Н.М. Нестеровой, Н.П. Пешковой. М.: Институт языкознания РАН, 2007. 224 с.
9. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. М.: Культура, Акад. Проект, 2006. С. 251– 263.
10. Иш-Кишор С. Свидание с любовью. URL: http://sacralis.com/biblioteka/proza/2605-svidanie_s_lubovju.html?ysclid=ls0tcuhl7u170031708 (дата обращения: 24.11.2024).
11. Мягкова Е.Ю. Моделирование внутреннего метаязыка при обучении пониманию иноязычного текста // Слово и текст: психолингвистический подход. 2006. № 6. С. 122– 130.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 431 с.
13. Кружилина Т.В. Понимание текста в онтогенезе. Курск, 2016. 173 с.
14. Кружилина Т.В. Стратегии исследования текста в психолингвистике // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2016. Т. 6, № 4(21). С. 71-77. EDN XRGYCH.
15. Кружилина Т.В. Особенности понимания текстового сообщения детьми дошкольного возраста // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2013. Т. 3, № 4. С. 16-23. EDN RWVFPT.
16. Мягкова Е. Ю. Исследование внутренней грамматики как поиск путей преодоления функциональной неграмотности // Язык, сознание, коммуникация: сборник научных статей, посвященных памяти В.Н. Телия. Вып. 53. М.: ООО "МАКС Пресс", 2016. С. 254-265. DN WJFXRN.
17. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
18. Мягкова Е.Ю. Язык-логика-грамматика: к проблеме моделирования метаязыка // Методология современного языкознания: сборник статей. М.: Академия социального управления, 2010. С. 141-150. EDN RHHEUC.
19. Мягкова Е.Ю. О "формальной" и "внутренней" грамматике // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2012. № 4. С. 96-103. EDN PJPYUB.
20. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Academia, 2001. 315 с.
21. Пищальникова В. А. Глава I. Нейрофизиологические основания функциональной неграмотности // Функциональная неграмотность как объект психолингвистики. М.: Р. Валент, 2022. С. 30-51. EDN GFMZYK.
22. Пешкова Н.П. Семантика и смысл текста: >, <, =, #? (экспериментальный подход к теоретическим проблемам) // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 15(370). С. 69-77. EDN UKPLCV.
Рецензия
Для цитирования:
Кружилина Т.В. Встречный текст как инструмент исследования деятельности понимания. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2025;15(1):18-28. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-18-28
For citation:
Kruzhilina T.V. Counter Text as a Tool for Studying Understanding. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2025;15(1):18-28. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2025-15-1-18-28