Особенности связей эмоционального выгорания и социально-психологических установок личности на различных стадиях субъектогенеза молодых преподавателей
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-132-149
Аннотация
.
Повышение интереса к проблеме эмоционального выгорания преподавателей связано с большой текучестью кадров в учебных заведениях. Исследования демонстрируют, что распространенными причинами ухода являются эмоциональное выгорание и профессиональные деформации. Цель исследования – изучение особенностей связей эмоционального выгорания и социально-психологических установок личности на различных стадиях субъектогенеза молодых преподавателей. В нем приняли участие 64 преподавателя высшей школы из ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России и Юго-Западного государственного университета в возрасте от 22 лет до 36 лет, имеющих стаж профессиональной деятельности от года до 13 лет. В соответствии с критерием длительности профессиональной деятельности были сформированы три экспериментальные группы (молодые педагоги с длительностью стажа до 5 лет; молодые педагоги с длительностью стажа от 5 до 10 лет; молодые педагоги с длительностью стажа свыше 10 лет) из преподавателей высшей школы. Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики диагностики социально-психологических установок личности и эмоционального выгорания. Обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы «Statistica 10.0». Эмпирически доказано, что эмоциональному выгоранию подвержены все молодые педагоги высшей школы, но наибольшее количество сложившихся симптомов и сформированная фаза «Резистенция» наблюдается у молодых педагогов со стажем деятельности от 5 до 10 лет. Выявлены особенности структуры социально-психологических установок молодых преподавателей: ориентация на процесс, а с увеличением стажа деятельности наблюдаются альтруистическая направленность, снижение рефлексии, сложности в контроле эмоций. Основные катализаторы эмоционального выгорания при стаже деятельности менее 5 лет – погруженность в работу и ориентация на процесс; от 5 до 10 лет – осторожность действий и эгоизм; более 10 лет – вступление в социальный контакт.
Об авторах
Л. Н. МолчановаРоссия
Молчанова Людмила Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии
Researcher ID: AAF-9625-2019
ул. К. Маркса, д. 3, г. Курск 305000
А. А. Кузнецова
Россия
Кузнецова Алеся Анатольевна, кандидат психологических наук, проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, заведующий кафедрой психологии здоровья и нейропсихологии
ул. К. Маркса, д. 3, г. Курск 305000
К. B. Касьянова
Россия
Касьянова Кристина Викторовна, асистент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии
ул. К. Маркса, д. 3, г. Курск 305000
Список литературы
1. Белоус У.А. Профессиональное выгорание педагога: причины, последствия и способы предотвращения // Всероссийский форум молодых исследователей ‒ 2023: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 25 декабря 2023 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2023. С. 120-123.
2. Трушников Д.Ю. Синдром первичного эмоционального выгорания молодых преподавателей как социальный феномен // Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 179-183.
3. Javier Mula-Falcón, Cristina Cruz-González, Carmen Lucen. Burnout Syndrome in University Teachers: A Review of the Literature // International Journal of Educational Organization and Leadership. 2022. 29(2). Р. 33-46. https://doi.org/10.18848/2329-1656/CGP/v29i02/33-46.
4. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности / А. Н. Самодерженков, Е. Ю. Карданова, А. К. Сатова [и др.] // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 114-137. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114137.
5. Болтенков Н.В., Гринько А.А. Профессиональные трудности молодых преподавателей (на примере вузов Амурской области) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 6. С. 655-662. https://doi.org/10.30853/ped20220090.
6. Hamman D., Gosselin K., Romano J., Bunuan R. (2010) Using Possible-Selves Theory to Understand the Identity Development of New Teachers // Teaching and Teacher Education. 2010. 26(7). P. 1349–1361. https://doi.org/10.1016/j.tate.2010.03.005.
7. Donker M.H., Erisman M.C., van Gog T. and Mainhard T. Teachers’ Emotional Exhaustion: Associations With Their Typical Use of and Implicit Attitudes Toward Emotion Regulation Strategies // Front. Psychol. 2020. 11:867. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00867.
8. Afshari R., Kaveh M.H., Lankarani K.B., Doolub D., Jaafari N., Ostovarfar J. Empowering teachers to screen, guide, and refer schoolchildren with behavioral and mental health problems. A pilot study to promote mental health in Iran // Front Psychiatry. 2022. 4;13:894483. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.894483.
9. Xiong X. The Role of EFL/ESL Teachers' Psychological Empowerment and Optimism on Their Job Commitment // Front Psychol. 2022. 13:941361. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.941361.
10. Han J., Yin H., Wang J., and Zhang J. Job demands and resources as antecedents of university teachers’ exhaustion, engagement and job satisfaction // Educ. Psychol. 2020. 40. Р. 318– 335. https://doi.org/10.1080/01443410.2019.1674249.
11. Smetackova I. Self-Efficacy and Burnout Syndrome Among Teachers // The European Journal of Social & Behavioural Sciences. 2017. 20(3). P. 228-241. https://doi.org/10.15405/ejsbs.219.
12. Mijakoski D., Cheptea D., Marca S.C. et al. Determinants of Burnout among Teachers: A Systematic Review of Longitudinal Studies // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. 19(9). Р. 48. https://doi.org/10.3390/ijerph19095776.
13. Фоменко А.А., Кулакова М.В. Система наставничества в учреждениях среднего профессионального образования как способ снижения риска эмоционального выгорания молодых педагогов // Среднее профессиональное образование: как учить и учиться в современном мире: сборник докладов III Всероссийской педагогической конференции, Санкт-Петербург, 10 апреля 2024 года. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2024. С. 192-195.
14. Мурафа С.В., Баркова Н.Н., Карпенко А.В. Проблемы эмоционального выгорания преподавателей высшей школы и практические пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21, № 2. С. 102–112. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210213
15. Молчанова Л.Н., Касьянова К.В. Социальные установки межличностного взаимодействия как факторы возникновения и преодоления профессионального выгорания у волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 557-571. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.33.
16. Молчанова Л.Н., Малихова Л.Н., Кузнецова А.А. Социально-психологическая компетентность как фактор возникновения и преодоления эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 448-459. https://doi.org/10.32744/pse.2022.2.26.
17. Молчанова Л.Н., Кузнецова А.А., Малахова Л.Н. Межличностные отношения педагогов отдельных образовательных организаций в возникновении и преодолении эмоционального выгорания // Университетская наука: взгляд в будущее : сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 89-летию Курского государственного медицинского университета, Курск, 08–09 февраля 2024 года. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2024. С. 543-547.
18. Особенности эмоционального выгорания личности на различных стадиях субъектогенеза молодых педагогов / Л.Н. Молчанова, А.А. Кузнецова, К.В. Касьянова, Л.Н. Малихова // Перспективы науки и образования. 2024. № 3(69). С. 558-572. https://doi.org/10.32744/pse.2024.3.34.
19. Suárez Martel, M. J. and Martín Santana, J. D. The Mediating Effect of University Teaching Staff’s Psychological Well-being between Emotional Intelligence and Burnout // Psicología Educativa. 2021. 27(2). Р. 145 153. https://doi.org/org/10.5093/psed2021a12
20. Zhang Q, Li X and Gamble JH Teacher burnout and turnover intention in higher education: The mediating role of job satisfaction and the moderating role of proactive personality // Front. Psychol. 2022. 13:1076277. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1076277.
21. Gorbach N.A., Lisnyak M.A., McCaw T.Iu. Emotional Burnout in the Higher Education Teachers as a Health Risk Factor and a Cause for Leaving the Profession // Psychological Disorders and Research. 2020. Р. 2674-2470. https://doi.org/10.31487/j.PDR.2020.01.06.
22. Politika O.I., Salnikova E.P., and Yevtushenko E.M. Features of emotional burnout among teachers of higher education institutions // SHS Web of Conferences. 2021. 113:00076. P. 9. https://doi.org//10.1051/shsconf/202111300076.
Рецензия
Для цитирования:
Молчанова Л.Н., Кузнецова А.А., Касьянова К.B. Особенности связей эмоционального выгорания и социально-психологических установок личности на различных стадиях субъектогенеза молодых преподавателей. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(4):132-149. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-132-149
For citation:
Molchanova L.N., Kuznetsova A.A., Kasyanova K.V. Features of the relationship between emotional burnout and socio-psychological attitudes of personality at various stages of subjectogenesis of young teachers. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(4):132-149. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-4-132-149