Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Развитие адаптивных копинг-стратегий студентов в условиях вуза (на примере Учебно-практического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-145-153

Аннотация

Цель исследования. При поступлении в вуз обучающиеся сталкиваются с ростом интенсивности, напряженности образовательного процесса. Значимыми факторами стресса являются новая социальная ситуация развития; ситуация внешнего оценивания в процессе интеллектуальных испытаний; индивидуально-личностные особенности участников образовательных отношений; опасения обучающихся, касающиеся способности справиться с учебными задачами.

Целью нашей работы является исследование возможностей использования потенциала Учебнопрактического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета для развития адаптивных копинг-стратегий студентов. В работе мы исследовали предпочитаемые копингстратегии студентов, предложили рекомендации по созданию психолого-педагогических условий развития копинг-стратегий студентов, способствующих успешной адаптации к условиям вуза.

Методы. Мы применяли следующие диагностические методики: «Опросник способов копинга» Р. Лазаруса и С. Фолкман (Ways of Coping Questionnaire – WCQ), адаптированный НИПНИ им. Бехтерева; «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлер, Дж. Паркер.

Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что наиболее характерным для студентов в стрессовой ситуации является копинг, ориентированный на избегание, который проявляется в отвлечении. То есть значительное число студентов предпочитают не разрешать проблему, а отвлечься от нее на другие виды деятельности. Среди способов совладающего поведения ярко выражен «бегство-избегание», который большинством исследователей считается неадаптивным. Значительно выражены копинг-стратегии «дистанцирование», «положительная переоценка», которые направлены не на решение проблемы, а на снижение эмоциональной вовлеченности в нее, предотвращение эмоциональных реакций на фрустрацию.

Заключение. Таким образом, очевидна необходимость развития у студентов проблемно-ориентированных копинг-стратегий. В частности, стратегий «самоконтроль» и «планирование решения», которые помогут студентам направить свои усилия на рациональное разрешение проблемы.

Об авторах

Т. В. Иванова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Иванова Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



К. В. Сошина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Сошина Ксения Викторовна, студент

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 3-е изд., пересмотр. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с.

2. Реан А.А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.

3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995. 270 с.

4. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18, № 5. С. 20–30.

5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3–18.

6. Абросимов И.Н., Ялтонский В.М. Выбор копинг-стратегий как фактор психологической адаптации пациента к хроническому соматическому заболеванию // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. №4. С. 12–18.

7. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 352 с.

8. Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007. 476 с.

9. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Ин-т психологии РАН; под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 472 с.

10. Сергиенко Е А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Ин-т психологии, 2010. 350 с.

11. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. 28 с.

12. Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М. Женева, 1989. С. 121-126.

13. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. М.: Медицина, 1984. 131 с.

14. Лазарус Р. Совладание (coping) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 760 с.

15. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы. М.: Медицина, 1984. 54 с.

16. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2001. 128 с.

17. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова Т.В., Сошина К.В. Развитие адаптивных копинг-стратегий студентов в условиях вуза (на примере Учебно-практического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(3):145-153. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-145-153

For citation:


Ivanova T.V., Soshina K.V. Development of adaptive coping strategies of students in a university setting (on the example of the Educational and Practical Center for Conflict Resolution of Southwestern State University). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(3):145-153. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-145-153

Просмотров: 129


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)