Развитие адаптивных копинг-стратегий студентов в условиях вуза (на примере Учебно-практического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета)
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-145-153
Аннотация
Цель исследования. При поступлении в вуз обучающиеся сталкиваются с ростом интенсивности, напряженности образовательного процесса. Значимыми факторами стресса являются новая социальная ситуация развития; ситуация внешнего оценивания в процессе интеллектуальных испытаний; индивидуально-личностные особенности участников образовательных отношений; опасения обучающихся, касающиеся способности справиться с учебными задачами.
Целью нашей работы является исследование возможностей использования потенциала Учебнопрактического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета для развития адаптивных копинг-стратегий студентов. В работе мы исследовали предпочитаемые копингстратегии студентов, предложили рекомендации по созданию психолого-педагогических условий развития копинг-стратегий студентов, способствующих успешной адаптации к условиям вуза.
Методы. Мы применяли следующие диагностические методики: «Опросник способов копинга» Р. Лазаруса и С. Фолкман (Ways of Coping Questionnaire – WCQ), адаптированный НИПНИ им. Бехтерева; «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлер, Дж. Паркер.
Результаты. В процессе эмпирического исследования было выявлено, что наиболее характерным для студентов в стрессовой ситуации является копинг, ориентированный на избегание, который проявляется в отвлечении. То есть значительное число студентов предпочитают не разрешать проблему, а отвлечься от нее на другие виды деятельности. Среди способов совладающего поведения ярко выражен «бегство-избегание», который большинством исследователей считается неадаптивным. Значительно выражены копинг-стратегии «дистанцирование», «положительная переоценка», которые направлены не на решение проблемы, а на снижение эмоциональной вовлеченности в нее, предотвращение эмоциональных реакций на фрустрацию.
Заключение. Таким образом, очевидна необходимость развития у студентов проблемно-ориентированных копинг-стратегий. В частности, стратегий «самоконтроль» и «планирование решения», которые помогут студентам направить свои усилия на рациональное разрешение проблемы.
Об авторах
Т. В. ИвановаРоссия
Иванова Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
К. В. Сошина
Россия
Сошина Ксения Викторовна, студент
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. 3-е изд., пересмотр. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. 447 с.
2. Реан А.А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.
3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-пресс, 1995. 270 с.
4. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18, № 5. С. 20–30.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3–18.
6. Абросимов И.Н., Ялтонский В.М. Выбор копинг-стратегий как фактор психологической адаптации пациента к хроническому соматическому заболеванию // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. №4. С. 12–18.
7. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
8. Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007. 476 с.
9. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Ин-т психологии РАН; под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 472 с.
10. Сергиенко Е А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Ин-т психологии, 2010. 350 с.
11. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007. 28 с.
12. Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М. Женева, 1989. С. 121-126.
13. Лазарус Р. Стресс, оценка и копинг. М.: Медицина, 1984. 131 с.
14. Лазарус Р. Совладание (coping) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 760 с.
15. Фолкман С. Персональный контроль, стресс и копинг-процессы. М.: Медицина, 1984. 54 с.
16. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб.: Златоуст, 2001. 128 с.
17. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Т.В., Сошина К.В. Развитие адаптивных копинг-стратегий студентов в условиях вуза (на примере Учебно-практического центра конфликторазрешения Юго-Западного государственного университета). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(3):145-153. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-145-153
For citation:
Ivanova T.V., Soshina K.V. Development of adaptive coping strategies of students in a university setting (on the example of the Educational and Practical Center for Conflict Resolution of Southwestern State University). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(3):145-153. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-145-153