Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Особенности взаимосвязей астении, эмоционального интеллекта студентов-волонтеров при различном уровне их эмоционального выгорания

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-134-144

Аннотация

Высокий спрос на добровольческую деятельность в различных сферах показал неоценимость вклада, который могут внести добровольцы в развитие социальной сферы. Вместе с тем, большинство направлений добровольческой деятельности связано с высокой эмоциональной нагрузкой, которая без должного сопровождения может приводить к различным неблагоприятным психологическим состояниям, среди которых выделяют астению и эмоциональное выгорание. Итак, цель исследования состоит в изучении взаимосвязей астении и эмоционального интеллекта у студентов-волонтеров при различном уровне эмоционального выгорания. В исследовании приняло участие 40 студентов-волонтеров ФГБОУ ВО КГМУ. Общая выборка была разбита на две экспериментальные группы по 13 человек в каждой (по 33% от всей выборки): в экспериментальную группу №1 вошли студенты-волонтеры с низким уровнем эмоционального выгорания, а в экспериментальную группу №2 − с высоким. Психодиагностика осуществлялась с использованием методики Шкала астенического состояния (ШАС) Л.Д. Малковой (адаптация Т.Г. Чертовой) и опросника «Профессиональное выгорание» (ПВ) (русскоязычная версия Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова). В результате исследования выявлены взаимосвязи между показателями астении и эмоционального истощения у волонтеров, а также между показателями астении и эмоционального интеллекта у волонтеров с низким уровнем эмоционального выгорания. Таким образом, повышение уровня эмоционального интеллекта волонтеров, а именно понимания своих и чужих эмоций, может выступать ресурсом в профилактике не только эмоционального выгорания, но и астении.

Об авторах

Л. Н. Молчанова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Молчанова Людмила Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии

Researcher ID: AAF-9625-2019

ул. К. Маркса, д. 3, г. Курск 305000



С. И. Королева
Курский государственный медицинский университет
Россия

Королева Светлана Игоревна, аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии

ул. К. Маркса, д. 3, г. Курск 305000



Список литературы

1. Гутник В. В. Распространенность признаков астенического синдрома у студентов медицинского университета // Смоленский медицинский альманах. 2021. № 1. С. 98-101.

2. Жернакова Н. И., Лебедев Т. Ю., Лебедев Д. Т. Обучение медицинским специальностям и некоторые аспекты состояния здоровья обучающихся разных курсов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Медицина. Фармация. 2015. № 16. С. 156-157.

3. Ермачкова П. А., Кравченко А. Н., Залата О. А. Характеристика астенического синдрома у студентов-медиков // Мотивационные аспекты физической активности : материалы VI Всероссийской междисциплинарной конференции, посвященной светлой памяти первого ректора НовГУ Владимира Васильевича Сороки, Великий Новгород, 18 февраля 2022 года / отв. ред. Р.Я. Власенко. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2022. С. 48-52.

4. Dittner A.J, Wessely S.C, Brown R.G. The assessment of fatigue: a practical guide for clinicians and researchers // J Psychosom Res. 2004. Vol. 56, no. 2. P. 157–170. https://doi.org/10.1016/S0022-3999(03)00371-4

5. Finsterer J, Mahjoub SZ. Fatigue in healthy and diseased individuals // American Journal of Hospice and Palliative Care. 2013. Vol. 31, no. 5. P. 562–575. https://doi.org/10.1177/1049909113494748

6. VanElzakker M.B., Brumfield S.A., Lara Mejia P.S. Neuroinflammation and Cytokines in Myalgic Encephalomyelitis/Chronic Fatigue Syndrome (ME/CFS): A Critical Review of Research Methods. Front Neurol, 2019. P. 9. https://doi.org/10.3389/fneur.2018.01033.

7. Титова Н.В., Бездольный Ю.Н., Катунина Е.А. Астения, психическая утомляемость и когнитивная дисфункция // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023. № 1. С. 38 47.

8. Молчанова Л.Н., Блинова К. В. Взаимосвязи эмоционального интеллекта и психического выгорания волонтеров-медиков в условиях профессионально ориентированной волонтерской деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11, № 3. С. 181-193.

9. Королева С. И. Технологии преодоления эмоционального выгорания волонтеров // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (с использованием дистанционных технологий), Курск, 30 ноября – 01 2023 г. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2023. С. 313-317.

10. Серова Е. А. Профилактика эмоционального выгорания студентов-волонтеров как фактор сохранения их психического здоровья: постановка проблемы // Психология здоровья в образовательном процессе (с использованием дистанционных технологий) : материалы региональной научно-практической конференции, Курск, 11 ноября 2021 г. / под ред. В.А. Липатова. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2021. С. 98-102.

11. Соколова А. Д. Профилактика эмоционального выгорания у волонтеров // Generation Ψ: материалы IV Всероссийской научно-практической студенческой конференции, Новосибирск, 17 мая 2023 г. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. С. 108-109.

12. Байкалова М. А. Синдром эмоционального выгорания у волонтеров-психологов как фактор риска потребления ПАВ // Профилактика девиантного поведения: материалы II международной научно-практической конференции, Новосибирск, 18 ноября 2020 года / под науч. ред. М.Г. Чухровой. Новосибирск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы", 2020. С. 48-51.

13. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор / О. О. Гофман, Н. Е. Водопьянова, А. Ф. Джумагулова, Г. С. Никифоров // Организационная психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 117-144.

14. Maslach C., Leiter M.P. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry // World Psychiatry. 2016. Vol. 15, no. 2. P. 103–115. https://doi.org/10.1002/wps.20311

15. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2024. 299 с.

16. Решетова Т.В., Мазурок В.А., Жигалова Т.Н. Эмоциональное выгорание, астения и депрессия у медицинских и социальных работников ‒ ресурсы коррекции // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2012. № 3. С. 105-111.

17. Молчанова Л. Н. Взаимосвязи эмоционального интеллекта и психического выгорания матерей, воспитывающих детей с нарушениями слуха // Региональный вестник. 2019. № 22(37). С. 29-31.

18. Крот А.Ф. Связь между показателями астении, эмоционального выгорания, расстройствами сна врачей и ритмом их профессиональной деятельности // Актуальные вопросы диагностики, терапии и реабилитации психических и поведенческих расстройств: материалы международной конференции, посвященной 50-летию кафедры психиатрии и наркологии. Гродно, 2012. С. 159-160.

19. Tabib M., Humphrey T., Forbes-McKay K. Doing' is never enough, if 'being' is neglected. Exploring midwives' perspectives on the influence of an emotional intelligence education programme, a qualitative study // Women Birth. 2024 May. Vol. 37, no. 3. P. 101587. https://doi.org/10.1016/j.wombi.2024.02.003.

20. Берилова Е. И. Эмоциональный интеллект, самооценка и копинг-стратегии как ресурсы преодоления психического выгорания у девушек-футболисток // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2018. № 1. С. 242-243.

21. O’Dowd E., O’Connor P., Lydon S., Mongan O., Connolly F., Diskin C., et al. Stress, coping, and psychological resilience among physicians. BMC Health Serv Res. 2018. https://doi.org/10.1186/s12913-018-3541-8

22. Görgens-Ekermans G., Brand T. Emotional intelligence as a moderator in the stress-burnout relationship: a questionnaire study on nurses // J Clin Nurs. 2012. Vol. 21, no. 15–16. P. 2275–85. https://doi.org/10.1111/j.1365-2702.2012.04171.x.

23. Almeneessier A.S., Azer S.A. Exploring the relationship between burnout and emotional intelligence among academics and clinicians at King Saud University. BMC Med Educ. 2023. 23. 673. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04604-7


Рецензия

Для цитирования:


Молчанова Л.Н., Королева С.И. Особенности взаимосвязей астении, эмоционального интеллекта студентов-волонтеров при различном уровне их эмоционального выгорания. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(3):134-144. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-134-144

For citation:


Molchanova L.N., Koroleva S.I. Features of the relationship of asthenia and emotional intelligence of student volunteers at different level of their emotional burnout. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(3):134-144. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-134-144

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)