Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Экскурсионный квест как инструмент развития социокультурной компетенции иностранных обучающихся

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-109-120

Аннотация

Статья посвящена раскрытию особенностей квест-технологии в образовательном процессе, проведения «живого» экскурсионного квеста для развития социокультурной компетенции иностранных обучающихся. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения особенностей создания и проведения экскурсионных квестов при подготовке иностранных обучающихся.

Цель исследования – рассмотрение особенностей проведения «живого» экскурсионного квеста в иностранной аудитории, анализ эффективности интеграции такого квеста в образовательный процесс как инструмента развития социокультурной компетенции на предвузовском этапе. В соответствии с указанной целью исследования обозначены следующие задачи: разработка «живого» квеста в рамках экскурсии в музей; проведение тестирования для определения степени эффективности интеграции квеста в образовательный процесс.

Разработка и апробация квеста проводились на базе ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» в рамках обучения русскому языку как иностранному на предвузовском этапе. В процессе исследования использовались теоретические, эмпирические, педагогические методы, такие как анализ и обобщение научной литературы, метод описания при раскрытии содержания разработанного экскурсионного квеста и статистический метод при определении уровня сформированности социокультурных знаний обучающихся. Материалом исследования послужил созданный экскурсионный квест, предназначенный для работы с иностранными гражданами в рамках посещения краеведческого музея города на этапе предвузовской подготовки.

Экскурсионный квест является перспективной технологией для достижения образовательных целей при обучении иностранных граждан. Квест-технология актуализирует языковые знания, коммуникативные навыки и умения обучающихся, при этом стимулируя их когнитивную деятельность и развивая такие важные качества личности, как сообразительность, внимательность, самостоятельность. Социокультурная компетенция является неотъемлемой составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, и «живой» экскурсионный квест, применяемый в рамках лингвообразования в иностранной аудитории, способен при тщательной подготовке эффективно познакомить инофонов с культурой страны в контексте реального городского пространства, расширить их владение культурно-ориентированной лексикой, акцентировать значимость социокультурной наблюдательности.

Об авторе

И. О. Амелина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Амелина Ирина Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

AutorID: 739989

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Baisov, A. S., & Babadjanova, N. X. The importance of the «Quest» technology in teaching foreign languages // ISJ Theoretical & Applied Science, 2022. 06 (110). P. 333-335. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2022.06.110.56

2. Анисимова Е. В., Волкова Е. А., Ковалёва А. Ю. Образовательный квест как современная технология обучения иностранцев русскому языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. №3 (36). С. 19-23.

3. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247) (дата обращения: 20.07.2024).

4. Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Анализ педагогического квеста как педагогической технологии // Преподаватель XXI века. 2016. №4. С. 253-259.

5. Скарлыгина М.М. Технология «веб-квест» как средство повышения качества образования // Педагогический поиск. 2020. № 2. С. 17-22.

6. Морозов Д.Д. Использование квест-технологий на уроке литературы // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2020. № 3. С. 158-167.

7. Чеботарева И.Н., Чистилина Д.О., Лясковец А.В. Геймификация как новая образовательная технология в современном высшем образовании // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, № 1. С. 136-148. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-1-136-148.

8. Александрова М.Э., Житенева Ю.Н. Веб-квест как образовательная технология // Современные проблемы математики, физики и физико-математического образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. С. 265-268.

9. Соколова О.А. Веб-квест как элемент интерактивной образовательной среды в вузе // Актуальные технологии преподавания в высшей школе: материалы научно-методической конференции. Кострома: Костромской государственный университет, 2020. С. 184-187.

10. Хлыбова М.А. Применение веб-квест технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2022. Т. 11, № 2 (39). С. 42-44.

11. Холодкова М.В. Реализация квест-технологии на начальном этапе обучения РКИ (на примере «живых» квестов) // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе: материалы IX международной научной конференции, посвященной 10-летию кафедры русского языка как иностранного (14–15 апреля 2020 года). Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. С. 100-104.

12. Валяева Н.Ю. Учебная экскурсия в преподавании РКИ: учебно-методическое обеспечение и особенности организации // Обучение, тестирование и оценка: материалы Международной конференции (Нижний Новгород, 28–29 октября 2020 года). Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2021. С. 33-36.

13. Валяева Н.Ю. Виртуальные экскурсии по Нижнему Новгороду как методический ресурс в процессе изучения РКИ // Освоение семантического пространства русского языка иностранцами: сборник материалов международной научно-практической онлайнконференции (Нижний Новгород, 15–16 октября 2020 года). Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2021. С. 121-125.

14. Ширяева О.В., Зубарева А.В. Экскурсионные квест-технологии в реальной и виртуальной среде как инструмент преподавания РКИ: сопоставительный анализ // Новые горизонты РКИ: сборник материалов I Азиатского международного форума (Якутск, 06–08 декабря 2021 года). Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2022. С. 258-264.

15. Степанова Н. С. Использование адаптационного потенциала лингвокультурной информации в процессе изучения русского языка как иностранного // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 2(95). С. 305–309.

16. Амелина И.О., Ковалева Т.В. Лингвокультурологический комментарий как средство погружения инофонов в русскую ментальность при изучении локального текста (на примере работы с очерком Е. И. Носова «Дорога к дому») // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. Т. 13, № 3. С. 175-188. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-175-188.

17. Богданова Л.И. Ценностный аспект в описании семантики языковых единиц // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2017. №1 (25). С. 50–57.

18. Васильченко А.В. Язык как отражение культуры и национальной ментальности. Тенденции развития науки и образования. 2022. № 83–1. С. 144–147. https://doi.org/10.18411/trnio-03-2022-40.

19. Руденя Ж.И. Лингвокульторологическая компетенция в форме учебной экскурсии при обучении РКИ // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2020. № 5 (32). С. 150-153.

20. Noospheric psychological-educational paradigm as a methodological basis for teaching Russian-language business communication to foreign students / N.N.Romanova, I.O. Amelina, T.P. Skorikova, G.M. Petrova // Journal of Research in Applied Linguistics. 2019. 10 (Special Issue). P. 158–171. https://doi.org/10.22055/rals.2019.14681


Рецензия

Для цитирования:


Амелина И.О. Экскурсионный квест как инструмент развития социокультурной компетенции иностранных обучающихся. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(3):109-120. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-109-120

For citation:


Amelina I.O. Excursion quest as a tool for developing socio-cultural competence of foreign students. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(3):109-120. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-3-109-120

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)