Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Особенности социальной идентичности волонтёров, занимающихся профессионально-ориентированной добровольческой деятельностью и подверженных эмоциональному выгоранию

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-144-157

Аннотация

Повышенный интерес к добровольческой деятельности в последнее пятилетие обусловливает значимость данного направления, в том числе и в науке. Изменение социальной ситуации способствует быстрому появлению новых направлений добровольческой деятельности. При этом актуальной является проблема идентификации волонтера с группой как фактор преодоления их эмоционального выгорания. Цель исследования − изучение особенностей социальной идентичности «выгорающих» волонтеров, занимающихся профессионально-ориентированной добровольческой деятельностью. В нем приняли участие 84 волонтера Курского государственного медицинского университета и Ресурсного центра добровольчества Курской области в возрасте от 18 до 23 лет. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли студенты лечебного факультета и факультета клинической психологии Курского государственного медицинского университета в возрасте от 19 лет до 23 лет (36 девушек и 6 юношей), занимающихся профессионально-ориентированной волонтерской деятельностью (волонтеры-медики) от 6 месяцев и более. Контрольную группу (КГ) составили 42 волонтера из АНО Ресурсного центра добровольчества Курской области в возрасте от 18 до 23 лет (34 девушки и 8 юношей). Для сбора данных использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики диагностики социальной идентичности и эмоционального выгорания. Обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы «Statistica 11.0». Эмпирически доказано, что выгорают волонтеры, занимающиеся как профессионально ориентированной, так и непрофессионально ориентированной добровольческой деятельностью. В структуре идентичности «выгорающих» волонтеров доминирующие позиции занимают «Рефлексивное Я» и «Социальное Я». Вместе с тем профессионально-ориентированные волонтеры в первую очередь отождествляют себя с учебно-профессиональными ролями, а непрофессионально-ориентированные – с семейными. Для профессионально-ориентированных волонтеров преобладающим типом социальной идентичности выступает псевдоидентичность как возможный фактор в преодолении деперсонализации, а для непрофессионально-ориентированных – достигнутая и высокая достигнутая идентичность в преодолении эмоционального истощения и выгорания, что необходимо учитывать при разработке программы его профилактики и коррекции.

Об авторах

Л. Н. Молчанова
Курский государственный медицинский университет
Россия

Молчанова Людмила Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии

Researcher ID: AAF-9625-2019 

ул. К. Маркса, д. 3, г. Курск 305000 



С. И. Королева
Курский государственный медицинский университет
Россия

Королева Светлана Игоревна, аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии

ул. К. Маркса, д. 3, г. Курск 305000 



Список литературы

1. Thoits P. Motivations for Peer-Support Volunteering: Social Identities and Role-Identities as Sources of Motivation // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2021. Vol. 50, no. 4. https://doi.org/10.1177/0899764020983897

2. Gray D., Stevenson C. How can ‘we’ help? Exploring the role of shared social identity in the experiences and benefits of volunteering // Journal of Community & Applied Social Psychology Published. 2019. P. 1–13. https://doi.org/10.1002/casp.2448

3. Gro¨nlund, H. Identity and Volunteering Intertwined: Reflections on the Values of Young Adults // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2011. Vol. 22, no. 4. P. 852-874. https://www.researchgate.net/publication/237077639.

4. Halbesleben J. R. B., Demerouti E. The construct validity of an alternative measure of burnout: investigation of the English translation of the Oldenburg Burnout Inventory // Work Stress. 2005. Vol. 19, no. 3. P. 208-220.

5. Кузьмин М. Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 67-89.

6. Кузьмин М.Ю., Конопак И.А. Устойчивость и изменчивость идентичности в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, № 4. С. 113-141.

7. Бабиянц К.А., Коломийченко Е.В., Хажуев И.С. Особенности самоотношения студентов вуза, занимающихся и не занимающихся спортом, в связи с самовосприятием физической и эстетической модальностей Я-образа // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 1. С. 25–38.

8. Становление профессиональной идентичности студентов в процессе "Горизонтального обучения" / А.О. Браун, И.Ю. Рассохина, Е.В. Аршинова [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 4(36). С. 24-32.

9. Кузьмин М.Ю., Миронова Е.И., Осипенок О.А. Становление профессиональной идентичности у студентов-бакалавров гуманитарных направлений // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 23. С. 68-76.

10. Кузьмин М.Ю., Миронова Е.И., Осипенок О.А. Особенности идентичности женщин в кризисные и межкризисные возрастные периоды // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 3. С. 72-86.

11. Ильина Т.И., Гуриева С.Д. Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей // Человек и образование. 2019. № 3 (60). С. 85-93.

12. Morse Jessica L., Dik Bryan J., Shimizu Adelyn B. Reed Kaitlyn A. Volunteerism and Burnout: Does Satisfaction of Motives for Volunteering Protect Against Symptoms? // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2022. Vol. 33, no. 2. P. 229. https://doi.org/10.1007/s11266-020-00257-y

13. Торабаева М.Х. Социальная и экзистенциальная идентичность в структуре идентичности человека // Вестник МАСИ. 2022. № 2. С. 87-93.

14. Руденко С.В. Структура социальной идентичности студентов // Вестник ДонНУ. Сер. Д: Филология и психология. 2022. №1. С. 106-113.

15. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности // Психология самосознания. Самара, 2000. С. 589–602.

16. Tajfel H. Individuals and groups in social psychology // British J. of Social and Clinical Psychology. 1979. P. 183–190.

17. Stryker S. Identity theory: Development and extensions / Self and Identity. New York, 1986. P. 89–104.

18. Кузьмин М.Ю., Конопак И.А.,. Синёва О.В. Проблема анализа методики «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. Макпартленда при помощи процедуры многомерного шкалирования // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2015. Т. 11. С. 15–26.

19. Шнейдер Л.Б., Хрусталева В.В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. №3. С. 83-96.

20. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 358 с.

21. Молчанова Л.Н., Блинова К.В. Социально-психологический тренинг как инструмент профилактики психического выгорания волонтеров-медиков в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022. Т. 12. № 4. С. 178-195. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2022-12-4-178-195.


Рецензия

Для цитирования:


Молчанова Л.Н., Королева С.И. Особенности социальной идентичности волонтёров, занимающихся профессионально-ориентированной добровольческой деятельностью и подверженных эмоциональному выгоранию. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(2):144-157. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-144-157

For citation:


Molchanova L.N., Koroleva S.I. Features of social identity of volunteers engaged in professionally oriented volunteer activities and subject to emotional burnout. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(2):144-157. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-144-157

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)