Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Лингвострановедческий аспект обучения китайскому языку бакалавров (на примере гастрономической культуры)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-106-114

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-технологические аспекты лингвострановедческого подхода к обучению студентов педагогического направления подготовки, изучающих китайский язык.

Целью данной статьи является описание стратегии изучения на практических занятиях темы гастрономической культуры Китая, особенностей ее влияния на китайский язык с позиции лингвострановедения. Авторами объясняются трудности изучения китайского языка, перечисляются основные проблемы, возникающие у студентов в лексико-грамматическом, фонематическом и культурном плане освоения китайского языка. Особое внимание акцентируется на лингвострановедческий аспект овладения языком. Современная лингвистика рассматривает язык не просто как средство общения, еще и как «культурный код нации». Изучая иностранный язык, обучающийся изучает и культуру народа, говорящего на данном языке, овладевая не только словом, но и типизированным образом в национальном сознании народа – носителя языка и культуры.

Методы. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение). Проводился отбор, анализ и обобщение публикаций теоретического и практического характера по технологическим аспектам лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку.

Результаты. В статье представлена организация овладения студентами культурологическим контентом в рамках изучения темы гастрономической культуры Китая на занятиях по практике языка. Авторами подчеркивается, что для лингвопрофессиональной подготовки будущего бакалавра очень важно выстроить процесс обучения китайскому языку грамотно с языковой и методической позиции. В лингвистическом аспекте значимым является осознание и овладение студентами реалиями, умениями оперирования данными единицами и невербальными средствами общения в процессе иноязычного взаимодействия при организации диалога культур. В методическом плане необходима тщательно выстроенная стратегия обучения, заложенная в аспекте лингвострановедческого подхода для более лучшего понимания менталитета, образа жизни китайского народа, его культуры и истории.

Заключение. В заключение отмечается, что определен тематический контент, систематизирован имеющийся опыт обучения по данный проблематике, выявлены основные виды заданий в обучении китайскому языку студентов в лингвострановедческом аспекте.

Об авторах

В. Н. Карташова
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Россия

Карташова Валентина Николаевна, д-р педагогических наук, профессор 

ул. Коммунаров, д. 28/1, г. Елец 399770 



Чжан Вэйхань
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Россия

Вэйхань Чжан, аспирант 

ул. Коммунаров, д. 28/1, г. Елец 399770 



Список литературы

1. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному. М., 2005. 245 с.

2. Влахов С.И., Флорин С.П. Непереводимое в переводе. 3-е изд., испр. и доп. М.: Р. Валент, 2006. 448 с.

3. Ветлугина Н. О., Руднева Л. В. Культурологический подход при обучении иностранному языку // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 28-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 23–24 мая 2023 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2023. С. 11-13.

4. Копосова О. Б., Малев А. В. Реализация лингвострановедческого аспекта обучения иностранному языку в старшей школе в условиях межкультурной парадигмы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 167-171.

5. Киргинцева М. В. Лингвострановедческий аспект при обучении китайскому языку в вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 3. С. 35-39.

6. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр "Академия", 2001. 208 с.

7. Карташова В. Н. Культурологический подход к иноязычному образованию будущих бакалавров // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 1. С. 294- 300.

8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1990. 246 с.

9. Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранным языкам // Язык и культура. 2017. №40. С. 302-320.

10. Лян И. Кухня и пищевая культура Китая // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира: материалы VIII Международной студенческой научно-практической конференции: в 2-х ч., Комсомольск-на-Амуре, 20 апреля 2017 года. Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2017. Ч. 2. С. 5-9.

11. Степанов Н.А. Анализ китайских идиом, относящихся к еде // Молодой ученый. 2023. № 29 (476). С. 202-211.

12. Энциклопедия китайской кухни. URL: https://baike.baidu.com/item/中国烹饪百科全书/104634 10 (дата обращения 12.01.2024)

13. 杨琳申楠。论跨文化传播中我国文化软实力的提 升// 西安: 西安交通大学学报(社 会科学版), 2012. № 1, 6-11 页。

14. Ли С., Колода С. А. Национальная кухня Китая как культурный код. Часть 1 // Верхневолжский филологический вестник. 2022. № 1 (28). С. 211-217. http://dx.doi.org/10.20323/2499-9679-2022-1-28-211-217


Рецензия

Для цитирования:


Карташова В.Н., Вэйхань Ч. Лингвострановедческий аспект обучения китайскому языку бакалавров (на примере гастрономической культуры). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(2):106-114. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-106-114

For citation:


Kartashova V.N., Weihan Zh. Linguistic and country studies aspect of teaching chinese language to bachelors (using the example of gastronomic culture). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(2):106-114. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-106-114

Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)