Структурно-семантические особенности этно-стереотипизации пространственно-временных отношений в различных лингвокультурах (на материале кабардино-черкесского, русского и английского языков)
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-42-52
Аннотация
Цель. Статья нацелена на определение особенностей языковой фиксации пространственно-временных отношений в языках с различной структурой, выявление уникальных характеристик, составляющих неотъемлемую часть культуры народа, специфику национальной ментальности, репрезентированную в языке. На материале разноструктурных кабардино-черкесского, русского и английского языков в компаративном аспекте проанализировано языковое обозначение понятий пространства и времени.
Методы. Использование комплекса общенаучных и лингвистических методов, в числе которых методы компаративного, лексико-семантического, этимологического и концептуального анализа, позволило выявить особенности языковой объективации этнокультурной информации в исследуемых языках, изучить специфику национального мышления в процессе языковой проекции культурно сигнификативной информации, установить различия в восприятии и интерпретации разными народами деталей окружающего мира, а также роль языка в формировании национально-культурной идентичности.
Результаты исследования выявили лингвокультурные различия в перцепции и языковой объективации времени у разных народов, в частности структурно-семантические особенности фиксации в языке темпоральных концептов, а также языковой проекции использования определенной референциальной системы. Введение в научный оборот нового языкового материала содействует дальнейшим исследованиям в лингвокультурологии, поскольку, как отмечено многими исследователями, ни одна лингвокультура не способна дать исчерпывающей информации.
Заключение. Компаративный анализ используемых стратегий пространственного кодирования (абсолютной и относительной систем референции) выявляет репрезентацию в родном языке способа мышления его носителей, а также влияние языка на восприятие окружающего мира. Темпоральная категоризация действительности эксплицирует особенности национального мировидения. Наличие в языке большого количества уточняющих время деталей можно рассматривать как показатель значения, которое придается этническим сообществом времени.
Об авторе
Э. В. МаремуковаРоссия
Маремукова Эллеонора Владимировна, кандидат филологических наук, главный специалист-эксперт, Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики
ул. Чернышевского, д. 173, г. Нальчик 360004, Кабардино-Балкарская Республика
Список литературы
1. Langacker R. Foundations of cognitive grammar. Vol. 1: Theoretical prerequisites. Stanford: Stanford University Press, 1987. 540 p.
2. Wierzbicka A. Semantics: Primes and Universals. New York: Oxford University Press, 1996. 500 p.
3. Лукьянченко Е.А. К вопросу выражения концепта времени в различных лингвокультурах // Вестник МГИМО. 2012. № 6. С. 328–329.
4. Tenbrink T. Space, time, and the use of language: An investigation of relationships. Researchgate.net; 2024. URL: https://www.researchgate.net/publication/228757191_Space_time_and_the_use_of_language_An_investigation_of_relationships
5. Levinson S. Space in language and cognition: Explorations in cognitive diversity. Cambridge, 2003. 389 p.
6. Бородай С.Ю. Язык и познание: Введение в пострелятивизм / отв. ред. В.А. Лекторский, А.В. Смирнов. М.: ООО «Садра»: Издательский Дом ЯСК, 2020. 800 c.
7. Deutscher G. Through the language glass: why the world looks different in other languages. New York: Henry Holt and Company, 2010. 320 p.
8. Evans N.D. A Grammar of Kayardild: With Historical-Comparative Notes on Tangkic, Berlin, New York: De Gruyter Mouton, 1995. 837 p.
9. Whorf B.L. Language, thought, and reality: Selected writings of Benjamin Lee Whorf. Technology Press of Massachusetts Institute of Technology, 1956. 278 p.
10. Leavitt J. Linguistic relativies // Language, culture and society / ed. by Ch. Jourdan, K. Tuite. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 47–81.
11. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983. 229 с.
12. Brown P., Levinson S.C. ‘Uphill’ and ‘downhill’ in Tzeltal // Journal of Linguistic Anthropology. 1993. 3. P. 46–74.
13. Haspelmath M. From Space to Time. Temporal Adverbials in the World's Languages. München – Newcastle: Lincom Europa, 1997. 188 p.
14. Sinha C., Gärdenfors P. Time, space and events in language and cognition. A comparative view // Annals of the New York Academy of Science. 2014. 1326(1). P. 72–81. https://doi.org/10.1111/nyas.12491
15. Steiner G. After Babel: Aspects of Language and Translation. Oxford University Press, 1998. 538 p.
16. Павловский И.В. Время и пространство в европейской и русской картине мира. // Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 119–132.
17. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 286 с.
18. Победаш Е.В. Категория времени в культурологическом аспекте и определение «текущего часа» как лингвокультурный маркер // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №10 (69). С. 370–373.
19. Сухина Е.И. Пространство и время в современном британском и русском самосознании сквозь призму прессы (по материалам «The Times», «The Daily Telegraph», «Независимой газеты» и «Аргументов и фактов»). М., 2004. 184 c.
20. Ларина Т.В. Англичане и русские: язык, культура, коммуникация. М.: Языки славянских культур, 2013. 360 с.
21. Зализняк А.А., Шмелев А.Д. Время суток и виды деятельности // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997. 352 с.
Рецензия
Для цитирования:
Маремукова Э.В. Структурно-семантические особенности этно-стереотипизации пространственно-временных отношений в различных лингвокультурах (на материале кабардино-черкесского, русского и английского языков). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(2):42-52. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-42-52
For citation:
Maremukova E.V. Structural and semantic features of ethno-stereotyping of space-time relations in different linguistic cultures. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(2):42-52. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-42-52