Лингвокогнитивные механизмы в продвигающем дискурсе (на примере продажи инфопродуктов блогерами)
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-30-41
Аннотация
Актуальность исследования заключается в том, что интернет-дискурс играет важную ориентирующую роль в функционировании современного общества как когнитивной системы, а аудитория блогеров достигает значительного количества человек. В последнее время деятельность интернет-авторов, которые продвигают свои товары и услуги, стала серьезной проблемой для социума. Блогеры пропагандируют свои информационные продукты (курсы, марафоны, гайды, чек-листы), эффективность которых измерить практически невозможно. Спрос на инфопродукты объясняется желанием аудитории изменить свою жизнь в лучшую сторону, не предпринимая никаких реальных действий. Цель исследования – выявить, какие лингвокогнитивные механизмы воздействия использует автор марафонов Елена Блиновская для создания своего продвигающего дискурса в сети Интернет. Эмпирический материал исследования – 150 постов блогера в социальных сетях. Объект – интернет-среда, предмет – лингвокогнитивные механизмы и их использование интернет-автором для оптимизации продвигающего дискурса. Методы исследования: контент-анализ, с помощью которого были выявлены и подсчитаны фрагменты дискурса, которые реализуют лингвокогнитивные механизмы; когнитивная интерпретация языковых фактов, которая позволила выявить и описать когнитивные признаки, передаваемые языковыми единицами, а затем обобщить полученные данные. Результаты исследования позволяют утверждать, что один из самых популярных блогеров активно использует лингвокогнитивные механизмы воздействия. В найденных фрагментах дискурса присутствуют языковые средства воздействия, которые проявляются на всех уровнях языка: лексическом, фонетическом, синтаксическом, графическом. Исследование позволило установить когнитивные механизмы, которые вербализируются при помощи выявленных языковых средств: диалогичность и псевдодискуссия, визуализация, позиционирование (единение), персонализация, фокусирование и дефокусирование. Также было заключено, что продвигающий дискурс блогера обладает признаками волшебного мышления для вовлечения аудитории в свой мир, интернет-автор прибегает к диалогу со Вселенной (диалогичность), гиперсемиотизации и подчеркиванию важности красивых дат (визуализация, фокусирование). В перспективе исследования планируем обратить внимание на невербальные суггестивные механизмы воздействия, которые используют интернет-авторы при создании своего продвигающего дискурса.
Об авторе
Е. А. КирилловаРоссия
Кириллова Екатерина Алексеевна, аспирант кафедры теоретической и прикладной лингвистики
ул. Ленина, д. 11, г. Иркутск 664003
Список литературы
1. Saussure F. de. Cours de linguistique générale. 1-st ed. Paris: Payot, 1916. 337 p.
2. Кравченко А.В. «Экология языка» или «экология человека»? Экологический подход в исследованиях языка. Иркутск: Байкальский гос. ун-т, 2021. С. 1-14.
3. Колмогорова А.В. Лингвистика когнитивная и экологичная: к вопросу о перспективах применения концепции когнитивной экологии в лингвистических исследованиях // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 3. С. 19-28. https://doi.org/10.17516/2311-3499-065.
4. Фролова А.А. Понятие дискурса в современных лингвистических исследованиях // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. 2018. № 7. С. 134-140.
5. Алексеев А.П. Теория аргументации в эпоху манипуляций // Вестник Московского ун-та. 2013. № 5. С. 67-76.
6. Рекламный текст: Семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова, А.Н. Баранов, П.Б. Паршин [и др.]. М., 2000. 268 с.
7. Ковешникова М.Н. Речевая манипуляция и приемы речевого манипулирования // Царскосельские чтения. 2014. Вып. 1, № 18. С. 387-394.
8. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология. 2007. Вып. 1. С. 16-32.
9. Мегентесов С.А. Лингвистические аспекты психического воздействия и приемов манипуляции. Краснодар : Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1997. 278 с.
10. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Речь, 2003. 293 с.
11. Yılmaz H. İnsan İlişkilerinde Manipülasyon Ölçeği // MANAS Sosyal Araştırmalar Dergisi. 2018. № 7(4). P. 1-19.
12. Van Dijk T.A. Discourse and Manipulation // Discourse and Society. 2006. № 17 (3). P. 359-383
13. Чернова А.Д. Понятие манипуляции в общении // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 200-202.
14. Herman E., Chomsky N. Manufacturing Consent. The Political Economy of the Mass Media. London : Bodley, 2008. 582 p.
15. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ : средства речевой агрессии. 6-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2022. 160 с.
16. Saidova Z.Kh. The Linguocognitive Approach As the Implementation of the Cognitive Direction in Teaching a Foreign Language // Best Journal of Innovation in Science, Research and Development. 2024. Vol. 3, № 1. P. 296-303.
17. Лемзекова Д., Малышева Н.В. Лингвокогнитивные механизмы формирования имиджа вуза // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-1. С. 43-44.
18. Яновская И.В., Чижикова О.В., Золотых Н.В. Лингвокогнитивные механизмы индивидуально-авторского начала в поэтическом дискурсе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2019. Т. 18, № 3. С. 251-261. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.3.21.
19. Abdumuratova S. Conceptualization – methods of linguocognitive approach // Emergent: Journal of Educational Discoveries and Lifelong Learning. 2022. Vol. 3, № 11. P. 32-37. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/U2TGR.
20. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.
21. Моргун А.Я., Фомина Н.А. Феномен магического мышления // Студенческий вестник. 2020. № 18-2(116). С. 33-35.
Рецензия
Для цитирования:
Кириллова Е.А. Лингвокогнитивные механизмы в продвигающем дискурсе (на примере продажи инфопродуктов блогерами). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2024;14(2):30-41. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-30-41
For citation:
Kirillova E.A. Linguacognitive Mechanisms in Promotional Discourse (based on the Example of Selling Information Products by Bloggers). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2024;14(2):30-41. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2024-14-2-30-41