Особенности применения метода социально-психологического тренинга в формировании стрессоустойчивости студентов
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-220-235
Аннотация
В работе рассматриваются такие понятия, как «социально-психологический тренинг» и «стрессоустойчивость»; изучаются особенности применения данного метода в формировании стрессоустойчивости студентов.
Одной из первостепенных задач современного общества в работе с молодежью выступает формирование высокого уровня социально-психологической адаптации. В настоящее время ведется активный поиск и разработка новых форм и методов как индивидуальной, так и групповой работы со студентами. В многообразном арсенале методологического инструментария особое место отводится социальнопсихологическому тренингу.
Целью данного психологического исследования стало изучение особенностей применения социальнопсихологического тренинга как средства формирования стрессоустойчивости студентов. В ходе проведения первичной диагностики были выделены две группы студентов (контрольная и экспериментальная) с низким уровнем стрессоустойчивости и высоким уровнем стресса.
В рамках формирующего эксперимента нами была разработана и реализована программа психологического сопровождения студентов. Занятия проводились в экспериментальной группе один раз в неделю в течение двух месяцев. После проведения формирующего эксперимента осуществлялся контрольный этап исследования. На контрольном этапе сравнивались изменения уровня стресса и стрессоустойчивости, принимавших (экспериментальная группа) и не принимавших участие (контрольная группа) в программе, таким образом, проводилась проверка эффективности разработанной нами программы психологического сопровождения студентов. Для повторной диагностики использовались те же методы, что и при первичной диагностике на констатирующем этапе исследования.
Методологической базой работы выступили теоретические положения о развитии группы в процессе совместной деятельности (Л.Г. Почебут, Г.М. Андреева, Е.С. Кузьмин, Р.С. Немов и др.); представлениях о социально-психологических характеристиках группы (М.И. Бобнева, B.C. Агеев, П.К. Анохин и др.); концептуальные основы развития личности в ходе специально организованного психологического воздействия (А. Бандура, С.И. Макшанов, К. Левин и др.); понимание и внедрение методологии и методики социально-психологического тренинга (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов, С.И. Макшанов). Методами исследования выступили теоретический анализ научных исследований; организационные методы; эмпирические методы: наблюдение, психодиагностические методы, методы статистической обработки данных.
Сравнительный анализ изменений в экспериментальной и контрольной группах (повышение стрессоустойчивости, снижения уровня стресса и уровня напряженности по соответствующим копингстратегиям), позволил сделать выводы о потенциале применения метода социально-психологического тренинга в формировании стрессоустойчивости студентов.
Об авторах
Н. В. ТарасоваРоссия
Тарасова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Н. С. Тимофеев
Россия
Тимофеев Никита Сергеевич, преподаватель кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
А. И. Абдуллин
Россия
Абдуллин Арслан Ильнурович, бакалавр кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Ефимова Е.А. Тема игры в творчестве Я.А. Коменского // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI века: материалы международного научно-практического форума (Санкт-Петербург, 7-8 июня 2017 г.). СПб.: Петершуле, 2017. С. 339-353.
2. Кэннон У.К. Телесные изменения в боли, голоде, страхе, страхе и ярости. НьюЙорк, 1915. 211 с.
3. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.
4. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 303 с.
5. Плахтиенко В.А. Надежность в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.
6. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос. 1999. 368 с.
8. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2011. № 1. Т. 10. 30 с.
9. Рейн Н.А. Социально-психологический тренинг как активного обучения // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2014. № 2. 53 с.
10. Тихомиров Т.С. Формирование стрессоустойчивости подростков. М.: СИП РИА, 2003. 88 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
12. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2010. 651 с.
13. Иопенко А.В. Социально-психологический тренинг как метод развития общения // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: сборник материалов XVI всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Саранск, 2015. 216 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 2009. 255 с.
15. Кобзева О.В. Проявления копинг-поведения в юношеском возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. 237 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тарасова Н.В., Тимофеев Н.С., Абдуллин А.И. Особенности применения метода социально-психологического тренинга в формировании стрессоустойчивости студентов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(3):220-235. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-220-235
For citation:
Tarasova N.V., Timofeev N.S., Abdullin A.I. Features of the Application of the Method of Socio-Psychological Training in the Formation of Students' Stress Resistance. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(3):220-235. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-220-235