Взаимосвязь типов семейного воспитания и эмоционально-волевой сферы в студенческом возрасте
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-197-208
Аннотация
Внутрисемейные отношения – главный компонент воспитательного потенциала семьи. В нашем обществе они обусловлены государственными и бытовыми отношениями. Значимость их в становлении и развитии индивида обусловливается тем, что они являются центральным звеном социальных отношений, в которые индивид вступает в процессе своего личностного роста.
Семья является основным феноменом, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Ее влияние на личность, ее сложность и разносторонность вызывают множество подходов к изучению семьи и определений, которые можно найти в научной литературе. Объектом изучения является семья в качестве социального института, малой группы или системы взаимоотношений.
Целью представленного пилотажного психологического исследования явилось изучение влияния типов семейного воспитания на формирование и развитие эмоционально-волевой составляющей в студенческом возрасте.
В работе изучаются такие характеристики, как студенческий возраст, эмоционально-волевая сфера, типы семейного воспитания, семья, эмоции и воля.
В работе проведен библиометрический анализ проблемы исследования, проведен эксперимент. Благодаря проведенному психологическому эксперименту были определены типы семейного воспитания и их влияние на развитие эмоционально-волевой сферы такой категории, как студенчество.
Результаты исследования опираются на системную, аксиологическую, гуманистически ориентированную методологическую составляющую. Методами пилотажного психологического исследования выступили эксперимент, наблюдение, опрос, метод статистической обработки результатов.
Об авторе
Н. В. ТарасоваРоссия
Тарасова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коммуникологии и психологии
ул. 50 лет Октября, 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Избранные педагогические произведения. М., 1955. 317 с.
2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
3. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. общество России, 2001. 320 с.
4. Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи. М., 1992. 205 с.
5. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
6. Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер. М.: Наука, 1986. 144 с.
7. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Просвещение, 2013. 456 с.
8. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2011 199 с.
9. Джанерьян С.Т. Психология эмоций и воли. М.: Издательство Южного федерального университета, 2016. 141 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.
11. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. URL: https://vk.com/doc404189722_485230039?hash=1a3d736417 (дата обращения 15.05.2023).
12. Психологические тесты онлайн. Самооценка силы воли. Адаптация: Н.Н. Обозов. URL: https://psytests.org/emvol/svoboz-run.html (дата обращения 15.05.2023).
13. ТЕСТотека «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман и Д. Рикс. URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/2/03.html (дата обращения 15.05.2023).
14. Психологические тесты онлайн. Родителей оценивают дети, РОД. URL: https://psytests.org/parent/rod.html (дата обращения 15.05.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Тарасова Н.В. Взаимосвязь типов семейного воспитания и эмоционально-волевой сферы в студенческом возрасте. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(3):197-208. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-197-208
For citation:
Tarasova N.V. Relationship Between Types of Family Education and Emotional-volitional Sphere in Student Age. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(3):197-208. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-197-208