Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Лингвокультурологический комментарий как средство погружения инофонов в русскую ментальность при изучении локального текста (на примере работы с очерком Е. И. Носова «Дорога к дому»)

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-175-188

Аннотация

Статья посвящена описанию опыта использования аутентичного текста на занятиях с иностранными обучающимися.
Актуальность исследования обусловлена научно-теоретической и практической значимостью проблем, связанных с пониманием и адекватной интерпретацией новой для иностранных граждан лингвокультурой, и определяется поиском оптимальных инструментов обучения языку в пространстве русской лингвокультуры, изучение которой предполагает выявление специфики мировосприятия носителей русского языка, понимания менталитета жителей России в целом и региона, где инофоны проходят обучение, в частности. Научная ценность и новизна исследования заключаются в разработке специального инструментария – лингвокультурологического комментария к аутентичным текстам региональной тематики – в целях развития коммуникативной и лингвокультурной компетенций.
Исследование проведено на материале очерка Е.И. Носова «Дорога к дому», в котором отражены курские региональные реалии, позволяющие формировать лингвокультурологические знания и развивать коммуникативные навыки. Объектом комментирования в иностранной аудитории является прежде всего лексика с выраженным национально-культурным компонентом: архаизмы, историзмы, неологизмы, антропонимы, топонимы, фразеологизмы и т.п.
В основе исследования лежит междисциплинарный подход, интегрирующий знания из различных областей науки: лингвокультурологии, филологии, когнитивной лингвистики, лингводидактики. В процессе исследования использовались такие методы, как комментирование, статистический, сравнительноаналитический методы.
Для оценки эффективности методики лингвокультурологического комментирования аутентичного текста был проведен тест в экспериментальной и контрольной группах иностранных обучающихся. Результаты теста показали, что лингвокультурологический комментарий способствует пониманию и адекватному восприятию новой лингвокультуры, развитию коммуникативной компетенции. 

Об авторах

И. О. Амелина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Амелина Ирина Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

Autor ID: 739989

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Т. В. Ковалева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ковалева Татьяна Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

Autor ID: 686170

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Romanova N.N., Amelina I.O., Skorikova T.P., Petrova G.M. Noospheric psychologicaleducational paradigm as a methodological basis for teaching Russian-language business communication to foreign students // Journal of Research in Applied Linguistics. 2019. 10 (Special Issue), 158–171. https://doi.org/10.22055/rals.2019.14681

2. Кульсарина И.Г., Махмутова А.С., Хисамова Г.Г. Художественный текст в аспекте формирования лингвокультурологической компетенции студентов-филологов при обучении русскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, № 11. С. 3681-3686. https://doi.org/10.30853/phil20220592

3. Богданова Л.И. Ценностный аспект в описании семантики языковых единиц // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2017. 1 (25). С. 50–57.

4. Васильченко А.В. Язык как отражение культуры и национальной ментальности // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 83–1. С. 144–147. https://doi.org/10.18411/trnio-03-2022-40.

5. Василевская В.Э. Национальный менталитет в современных геополитических условиях // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции (Чебоксары, 27–28 октября 2021 года). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2021. С. 79–83.

6. Козлов Д.С., Дианова Н.Ф. Русский характер и национальный менталитет России // Modern Science. 2020. № 5–1. С. 470-474.

7. Литовкина А.М., Макарова Е.А. Сопоставительная концептология как средство формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов (на материале художественного текста) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 3. С. 300-305. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.3.62

8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1990. 246 с.

9. Гулиянц А.Б., Гулиянц C.Б., Семина В.В. Проблема создания лингвокультурного комментария как средства межкультурной коммуникации // Вестник МГПУ «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2020. № 3 (39). С. 133-140. https://doi.org/10.25688/2076-913X.2020.39.3.15

10. Назаревская В.В. Номинация человека: культурологический аспект (на материале архива «Духовная культура Русского Севера в народной словесности») // Русская литература в иностранной аудитории: сборник научных статей. Вып. 5. СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 366–377.

11. Камышева С.Ю., Терешок Е.В. Лингвокультурный потенциал художественного текста: особенности комментирования в иностранной аудитории // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2020. № 3 (39). С. 163–123.

12. Панина Е.И. Лингвокультурологический подход к изучению русской классической литературы иностранными студентами // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 2. С. 276-279. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.60

13. Степанова Н.С., Ковалева Т.В., Амелина И.О. Концепт усадьба в русской литературе о детстве на занятиях с иностранцами.) // Русская литература в иностранной аудитории: сборник научных статей. Вып. 5. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 352358.

14. Носов Е.И. Дорога к дому // Носов Е.И. Собр. соч.: в 5 т. / сост. Е.Д. Спасская; примеч. Т.А. Соколовой, Е.Д. Спасской и В.В. Васильева. М.: Русский путь, 2005. Т. 3. С. 523–527.

15. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, речеповеденческих тактик и сапиентемы. М.: Изд-во «Индрик», 2005. 1040 с.

16. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1988. 187 c.

17. Дмитриева Н.М., Дужникова М.А., Пороль О.А. Лингвострановедческий комментарий как способ погружения иностранного учащегося в русскую ментальность (продвинутый уровень) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 3 (231). С. 79-86.

18. Ковалева Т.В. Формирование лингвокраеведческой компетенции иностранных обучающихся на материале историко-культурного наследия Курского края // Культурный континуум российской провинции: проблемы формирования и развития: сборник статей участников Международного круглого стола (Курск, 14 апреля 2022 г.). Курск, 2022. С. 72–78.


Рецензия

Для цитирования:


Амелина И.О., Ковалева Т.В. Лингвокультурологический комментарий как средство погружения инофонов в русскую ментальность при изучении локального текста (на примере работы с очерком Е. И. Носова «Дорога к дому»). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(3):175-188. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-175-188

For citation:


Amelina I.О., Kovaleva T.V. Linguocultural Commentary as a Means of Immersing Foreigners in the Russian Mentality when Studying a Local Text (on the Example of Work with the Essay by E. I. Nosov «The Road Home»). Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(3):175-188. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-175-188

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)