Роль типологических особенностей обучающихся при проведении коллективных учебных занятий
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-120-135
Аннотация
При проведении учебного процесса в любом учебном заведении не уделяется должного внимания индивидуальным особенностям отдельно взятого обучающегося (курсанта), включающим уровень интеллектуального развития, скорость восприятия, глубину усвоения им учебного материала в процессе обучения и т.п. В статье рассмотрен методический подход к оценке учебного процесса, к методам его адаптации и управления для существенного повышения эффективности процесса обучения специалистов, например в области информационной безопасности, особенно при переходе на многоуровневую вузовскую систему подготовки специалистов с учетом постоянно изменяющихся при планировании учебного процесса требований. Раскрывается актуальная проблема проведения коллективных учебных занятий с учетом индивидуальных типологических особенностей обучающихся для повышения качества подготовки специалистов.
Ключевым элементом этапа обучения является психологический тип обучающейся личности, ее базовые психодинамические характеристики. Они определяют ее способность получать и усваивать знания в конкретной предметной области. Целью стало определение психодинамического базиса обучаемого. Основная идея использования таких характеристик состоит в их коррекции в процессе обучения для повышения качества коллективных учебных занятий. Которые отражают организацию учебного процесса, в результате чего можно было бы решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения и определять стратегию и тактику подхода к обучаемым.
Оценка качества учебного процесса проводилась на основе обобщенной структурно-функциональной схемы реализации функций контроля и коррекции психодинамических характеристик. Рассмотрен процесс формирования групп коллективного обучения с учетом психодинамических характеристик для повышения качества подготовки специалистов (студентов, курсантов). Разработанный алгоритм и его программная реализация позволяют получить основные характеристики психодинамики личности, такие, как текущий и предполагаемый уровень диссолюции сознания, мотивацию, самооценку и другие, соотнесенные с уровнем знаний, определяющие взаимодействие личности с предметной областью, и на основе выделения базисных мотиваций личности выработать рекомендации по целевому применению специалиста.
Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации индивидуально-дифференцированного подхода в ходе воспитательно-образовательного процесса с учетом условий обучения в образовательной организации.
Об авторах
Е. А. ЖидкоРоссия
Жидко Елена Александровна, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Техносферная и пожарная безопасность», Факультет инженерных систем и сооружений; профессор кафедры управления повседневной деятельностью подразделений
ул. 20-летия Октября, д. 84, г. Воронеж 394006
ул. Старых Большевиков, д. 54а, г. Воронеж 394064
В. А. Козлов
Россия
Козлов Вячеслав Александрович, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры управления повседневной деятельностью подразделений
ул. Старых Большевиков, д. 54а, г. Воронеж 394064
Список литературы
1. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Харисова И. Г. Психолого-педагогическая подготовка студентов к реализации трудовых функций // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 1. С. 66-72.
2. Жидко Е.А. Подходы для оценки эффективности и оптимальности учебного процесса // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017. С. 76-82.
3. Жидко Е.А. Методика оценки качества процесса обучения специалистов // Научнотехнические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 2. С. 108-115.
4. Козлов В.А. Подготовка офицерских кадров в системе высшего военного образования Российской Империи в XIX-первой половине ХХ века // Бизнес. Образование. Право. 2021. №2(55). С. 357-362.
5. Козлов В.А. Характерные черты подготовки офицеров в системе высшего военного образования Российской Империи // ЦИТИСЭ. 2021. №1(27). С. 173-182.
6. Особенности психофизиологической адаптации учащихся в различных условиях обучения / О.Л. Тарасова, О.Н. Четверик, А.И. Федоров, П.Ю. Зарченко, Э.М. Казин // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 1(29). С.23-37. URL: http://vestnik. nspu.ru/journal/2016-1
7. Харина И. Ф., Звягина Е. В., Быков Е. В., Макунина О. А. Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 181-197.
8. Супрун А.С. Теоретические и практические аспекты индивидуализации и дифференциации обучения курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 2. С. 86-96.
9. Жидко Е. А., Сотникова О.А. Повышение качества подготовки специалистов с использованием психодинамических характеристик // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10. №3. С. 89-99.
Рецензия
Для цитирования:
Жидко Е.А., Козлов В.А. Роль типологических особенностей обучающихся при проведении коллективных учебных занятий. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(3):120-135. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-120-135
For citation:
Zhidko E.А., Kozlov V.A. The Role of Typological Features of Students in Conducting Collective Training Sessions. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(3):120-135. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-120-135