Эмоциональный интеллект как объект психолингвистического исследования
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-92-107
Аннотация
Целью исследования является проведение теоретического психолингвистического анализа феномена «эмоциональный интеллект», в ходе которого планируется ответить на вопросы: 1) можно ли считать эмоциональный интеллект синкретичным психологическим феноменом или это всего лишь разновидность общего интеллекта; 2) как и когда в процессе онтогенеза происходит формирование эмоционального интеллекта; 3) в какой степени уровень сформированности эмоционального интеллекта коррелирует с уровнем развития речевой способности.
Методы. На основании теории речевой деятельности Л.С. Выготского, когнитивных, конструктивистских теорий онтогенеза языка, в частности, теории поэтапности и преемственности речевого и когнитивного развития проведены описательный и сопоставительный анализы моделей эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо, Гоулмана, Рувена Бар-Она и модели эмоциональной грамотности Штайнера. С позиций современой психолингвистики и психологии проанализирован процесс формирования способностей, составляющих суть феномена эмоциональный интеллект.
Результаты. Рассмотренные модели позволили выделить совпадающее во всех феноменологическое ядро – эмоции и их проявления. Все модели предполагают априорное наличие комплекса способностей по восприятию, контролю и пониманию своих собственных эмоций и эмоциональных состояний и того же у других людей. Доказано, что данные способности обладают континуальностью и преемственностью и формируются в комплексе всех социальных интеракций ребёнка параллельно когнитивному и речевому развитию. Вопрос о синкретичном характере феномена эмоционального интеллекта снимается.
Заключение. Формирование когнитивной архитектуры, составляющей частью которой являются рассмотренные нами феномены эмоционального интеллекта, речевой способности и модели психического, происходит согласно общим закономерностям и универсалиям когнитивного, речевого и психического онтогенеза. Эмоциональный интеллект не является обособленным психологическим образованием, но служит маркером развития перечисленных выше функций, он является «побочным» продуктом когнитивного, речевого и психического развития ребёнка в норме.
Об авторах
Т. В. КружилинаРоссия
Кружилина Татьяна Владиславовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
Researcher ID: 738898
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
И. Б. Кружилин
Россия
Кружилин Игорь Борисович, студент
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Л. Б. Кружилина
Россия
Кружилина Лада Борисовна, студентка
ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, г. Москва 117997
Список литературы
1. Мягкова Е. Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова: вопросы теории: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2000. 43 с.
2. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. М.: Academia: Смысл, 2006. 405 с.
3. Мягкова Е. Ю. Язык – эмоции – сознание – культура в теории А. Дамасио // Вопросы психолингвистики. 2022. № 4(54). С. 72-85. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2022-544-72-85.
4. Пищальникова В. А. Новые когнитивные структуры в цифровой информационной среде // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 13(807). С. 192-201.
5. Бородай С. Ю. Язык и познание: Введение в пострелятивизм. М.: Общество с ограниченной ответственностью "Садра", 2019. 800 с.
6. Эмоциональный мозг. Зачем нужны эмоции. URL: http://www.libma.ru/psihologija/yemocionalnyi_intellekt/p3.php?ysclid=lm4zymc8wh630976352.
7. Ощепкова Е. С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик // Вопросы психолингвистики. 2020. № 2(44). С. 110-123. https://doi.org/10.30982/2077-59112020-44-2-110-123.
8. Стейн С. Дж., Бук Г. И. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007 г. 384 с.
9. Фрейд З. Недовольство культурой. Психоаналитические этюды. М.: Изд-во АСТ, 2004. 220 с.
10. Kosonogov V., Vorobyeva E., Kovsh E., Ermakov P. A review of neurophysiological and genetic correlates of emotional intelligence (англ.) // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2019. Vol. 7, iss. 1. P. 137–142. https://doi.org/ 10.5937/IJCRSEE1901137K
11. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2020. 356 с.
12. Beldoch M. Sensitivity to Expression of Emotional Meaning in Three Modes of Communication. Social Encounters, 1973. 11 p.
13. Leuner H. Emotional Intelligence and Emancipation. A Psychodynamic Study on Women. Prax Kinder Psychology. 1966. 15. pp. 196-203.
14. Steiner C., Perry P. Achieving Emotional Literacy. London: Bloomsbury. 1997. 224p.
15. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. 560 с.
16. Батурин Н. А., Матвеева Л. Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: психология. 2009. №42 (175). С. 4-10.
17. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R., & Sitarenios. G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. Emotion, 2001.
18. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI)1 // Psicothema. 2006. Vol. 18, supl., pp. 13-25.
19. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка: Эксперим. исследование. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 94 с.
20. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 431 с.
21. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 2007. 559 с.
22. Кружилина Т. В. Факторы, определяющие особенности речевого развития у детей // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-1(43). С. 216-219.
23. Кружилина Т. В. Особенности понимания текстового сообщения детьми дошкольного возраста // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2013. № 4. С. 16-23.
24. Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция, речевая деятельность представителей поколения Z // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 4. С. 61-74. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-61-74.
25. Клименко А. П., Бубнова И.А. Структура когнитивной модели индивидуального значения в психолингвистической парадигме // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. Калуга: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук, 2005. С. 190-199.
26. Deacon T. W. The symbolic species : the co-evolution of language and the brain. New York : W.W. Norton, 1997. 527 p.
27. Социализация как необходимый фактор развития функциональной грамотности у студентов вуза / Т. В. Кружилина, И. Б. Кружилин, Д. В. Глебов, С. С. Степашов // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции (Курск, 15 мая 2020 г.). Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. С. 237-245.
28. Томаселло М. Истоки человеческого общения. М.: Языки славянских культур, 2011. 323 с.
29. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007. 501 с.
30. Герасимова А. С., Сергиенко Е. А. Факторы и условия развития понимания обмана детьми // Исследования по когнитивной психологии. М: Институт психологии РАН, 2004. С. 351-374.
31. Прусакова О. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 24-36.
32. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 4. С. 54-66.
33. Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 416 с.
34. Научные подходы в современной отечественной психологии / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. М.: Институт психологии РАН, 2023. 759 с. https://doi.org/10.38098/thry_23_0465.
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
36. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997. 250 с.
Рецензия
Для цитирования:
Кружилина Т.В., Кружилин И.Б., Кружилина Л.Б. Эмоциональный интеллект как объект психолингвистического исследования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(3):92-107. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-92-107
For citation:
Kruzhilina T.V., Kruzhilin I.B., Kruzhilina L.B. Emotional Intelligence As an Object of Psycholinguistic Research. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(3):92-107. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-92-107