Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Языковые способы создания коммуникативно-прагматического эффекта в современном научно-методическом медиадискурсе

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-78-91

Аннотация

Цель исследования. В статье поставлена цель выявить в научно-методическом медиадискурсе те способы его языкового оформления, которые могут обеспечить эффективность коммуникации и стимулировать применение адресатом полученной информации в собственной практике в перспективе.
Методы. Применялся метод дискурс-анализа, позволяющий рассмотреть как различные виды прагматического эффекта, так и языковые способы его достижения. Данный метод также позволил при анализе материала прогнозировать рецептивное когнитивное пространство личности воспринимающего субъекта, на которого рассчитан тот или иной эффект. Таким образом, учитывались как прагматические интенции авторов текстов, так и фактор их целевой аудитории. Также применялся традиционный метод систематизации и классификации данных, полученных приемом сплошной выборки.
Результаты. Установлено, что в качестве прагматических установок авторы текстов предполагают вызвать «в отложенном режиме» ответную реакцию адресата-профессионала, обусловленную его когнитивными способностями к переработке новой информации и ее практическому использованию. В выявленных фактах отражается процесс экспансии способов речевого воздействия, характерных для дискурса массовой коммуникации. Типичными для научно-методического дискурса являются такие лингвокогнитивные приемы, как апелляция к авторитету, пресуппозиции, побуждение к активной когнитивной деятельности, а также языковые приемы создания стилистических эффектов: заинтересованности (привлечения внимания), интертекстуальности, словесной наглядности, эмоционального сопереживания, доверия, полемики и прямого разговора, присутствия и сопричастности.
Заключение. В области педагогического и, в его рамках, методического дискурса наблюдается процесс дискурсивной конвергенции, который благодаря применению типичных языковых средств достижения выявленных коммуникативно-прагматических эффектов приобретает черты научно-популярного изложения (особенно за счет способов диалогизации), предлагая педагогическому сообществу методологические основы для будущих образовательных проектов. 

Об авторе

В. Я. Шабалина
Вятский государственный университет; Институт развития образования Республики Татарстан
Россия

Шабалина Вера Яковлевна, аспирант; научный сотрудник, редактор

ул. Московская, д. 36, г. Киров 610000

ул. Большая Красная, д. 68, г. Казань 420015



Список литературы

1. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики : сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 3–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23901775 (дата обращения: 01.06.2023)

2. Прагматика профессионального дискурса / под ред. Е. В. Комлевой. СПб.: Реноме, 2022. 240 с.

3. Ежова Т.В. Педагогический дискурс как средство гуманизации профессиональной позиции будущего учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С.46–49. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30764258_10650613. pdf (дата обращения: 01.06.2023).

4. Габец А.А. Интердискурсивность как ингерентное свойство институционального дискурса (на примере образовательного дискурса) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 4. С. 107–113. https://doi.org/ http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-4-107-113

5. Сметанина О.М. Микрои макроуровень образовательного дискурса / Ученые записки: сб. Нижний Новгород. 2016. С. 336–348. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28287985_43520333.pdf

6. Пеньков А.А. Признаки институционального дискурса: образовательный дискурс // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2009. № 4. С. 63–68. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_15140094_98414895.pdf

7. Олешков М.Ю. Психолого-педагогические основы моделирования процесса дидактической коммуникации. // Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования. Новосибирск, 2005. С. 196–201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-modelirovaniyaprotsessa-didakticheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 06.06.2023).

8. Балабанова Т.Н. Педагогический дискурс как разновидность дидактического // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11. URL: https://human.snauka.ru/2018/11/25260 (дата обращения: 01.06.2023).

9. Шабалина В.Я. Когнитивно-прагматические параметры научно-методического дискурса // Когнитивные исследования языка. 2023. Вып. № 3 (54). С. 570–574.

10. Герасимова С.А. Коммуникативные стратегии в педагогическом дискурсе. М., 2018. 97 с. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37060806_19181497.pdf (дата обращения: 06.06.2023).

11. Щербинина Ю.В. Основные направления гармонизации педагогического дискурса // Преподаватель XXI век. 2009. № 1 (1). С. 162–169. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-garmonizatsii-pedagogicheskogo-diskursa (дата обращения: 06.06.2023).

12. Яковенко Т.В., Скобельцына Е.Г. «Точка кипения»: смешанное обучение – технология XXI века. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ. 2019. 80 с. URL: https://disk.yandex.ru/i/wCKq36jrzsGKdw (дата обращения: 01.06.2023).

13. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. Цифровая трансформация: ветер перемен. Казань: ИРО РТ. 2020. 80 с. URL: https://disk.yandex.ru/i/6DyAQiN52Rkf-w (дата обращения: 01.06.2023).

14. Сибгатуллина И.Ф., Рябов О.Р. Бег времени в цифровое образование. Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ. 2019. 76 с. URL: https://drive.google.com/file/d/1jR1P8sV1W5Bq699V8guHfBepSFD3l1Wm/view (дата обращения: 01.06.2023).

15. Карасик В.И. Дискурсивная конвергенция // Лингвистическая лимология. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. М., 2022. С. 32–39 URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48313264_86847665.pdf (дата обращения: 06.06.2023).

16. Буторина Е.П. Медиатизация образовательного дискурса как изменение его регулятивных правил // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 11. С. 3482–3486.

17. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Воронеж: Истоки, 2012. 178 с.

18. Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. М.: Психологический институт РАО. 356 с. URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/novaya-psihologiya-professionalnogo-truda-pedagoga-otnestabilnoy-realnosti-k-ustoychivomu-razvitiyu?i=1087834 (дата обращения: 06.06.2023).

19. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. 252 с.

20. Карасик В.И. Инструктивы в сетевом дискурсе // Жанры речи. 2019. № 2(22). С. 148–153. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38236609_87105843.pdf (дата обращения: 06.06.2023).

21. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 160 с.

22. Сиротинина О.Б. Следствия коммуникативной некомпетентности в разных сферах общения и в жизни страны // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. Вып. 11. С. 5–11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sledstviya-kommunikativnoy-nekompetentnosti-v-raznyh-sferahobscheniya-i-v-zhizni-strany (дата обращения: 06.06.2023).

23. Колесникова О.И. Прагматический аспект использования риторических средств в информационном медиадискурсе // Медиариторика и современная культура общения: наука-практика-обучение: сб. статей XXII Международной научной конференции / отв. редактор В.И. Аннушкин. М., 2019. С. 130–134. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37610977_60483224.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Шабалина В.Я. Языковые способы создания коммуникативно-прагматического эффекта в современном научно-методическом медиадискурсе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(3):78-91. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-78-91

For citation:


Shabalina V.Ya. Linguistic Ways of Creating a Communicative and Pragmatic Effect in the Modern Scientific and Methodological Media Discourse. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(3):78-91. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-78-91

Просмотров: 182


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)