Развитие лингвокультурологического кругозора студентов на примере концепта «интенсивность» в немецком и русском языках
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-41-50
Аннотация
Статья посвящена анализу развития лингвокультурологического кругозора студентов неязыковых специальностей в процессе обучения языку и культуре, так как для формирования языковой личности очень важно владеть не только коммуникативной компетенцией, но и уметь использовать межкультурные знания для самосовершенствования.
При обучении иностранным языкам, одной из главных целей является обучение. Этому способствует формирование личности, способной к успешной межкультурной коммуникации, налаживанию межкультурных контактов, достойному представлению родной культуры Есть множество факторов, которые помогут достигнуть намеченных целей. Именно знание языка на достаточно высоком уровне, а также наличие культурного опыта и знаний по межкультурной коммуникации даёт шанс стать востребованным специалистом.
Поэтому включение в образовательный процесс фразеологизмов из разных языков позволяет расширять кругозор обучающихся, сформировать у них лингвокультурологическую компетенцию, отбирая в содержание занятий необходимый языковой материал, который хранит в себе культуру страны. Пословицы и поговорки, являясь частью национальной культуры, позволяют углубить представления о свойствах национального характера и менталитета народа. Они включают в себя исторические и культурные ценности, усиливают выразительность и экспрессивность речи. В тексте даются примеры фразеологических конструкций в русском и немецком языках, сравнение которых позволяет студентам глубже понять их смысл. Усиление акцента на культурологический компонент иноязычного образования позволяет сделать вывод о том, что определение культурной специфики в языке невозможно без понимания культуры народа в целом.
Об авторах
М. В. ГроменкоРоссия
Громенко Мария Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
А. П. Белкина
Россия
Белкина Анна Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации
ул. Радищева, д. 33, 305000 г. Курск
Список литературы
1. Белкина А. П. Принципы формирования духовно-нравственных ценностей студентов в неязыковом вузе // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы VII Международной научной конференции (Москва, 21 апреля 2023 г.). М.: Учреждение высшего образования "Московский художественно-промышленный институт", 2023. С. 63-68. EDN HLBCZQ.
2. Белкина А. П. Расширение лингвокультурологического кругозора студентов неязыкового вуза посредством индивидуальных проектов // Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции (Орехово-Зуево, 29 апреля 2022 г.) / под ред. А.В. Кирилловой, М.В. Шуруповой. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. С. 17-23. EDN BHLKAM.
3. Романова Н. Н., Амелина И. О., Гаранжа А. А. Роль знаний о национальнокультурной специфике пословиц в русском и английском языках для формирования социои межкультурной компетенций у российских студентов высших учебных заведений // Новый взгляд на проблемы современного языкознания: материалы VI Международной конференции школьников, студентов и аспирантов (Курск, 21–22 мая 2015 года) / Н.А. Боженкова (отв.ред.) [и др.]. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2015. С. 294–303.
4. Громенко М.В., Петрухин В.И. Исследование педагогических и лингвистических аспектов моделей воспитания как проблемного поля в образовательном пространстве // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. 2016. № 1 (18). С. 94–107.
5. Громенко М.В. Личностно ориентированный подход в контексте обучения русскому языку как иностранному // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. 2014. № 2. С. 56–62.
6. Степанова Н.С., Глебова М.А. Формирование речевой компетенции студентов в процессе обучения // Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: материалы V Всероссийской научной конференции школьников, студентов и аспирантов (Курск, 22–23 января 2014 года) / науч. ред. Р.К. Боженкова. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. С. 175–178.
7. Степанова Н.С., Громенко М.В. Коммуникативный компонент культуры речи. Курск, 2019. 154 с.
8. Сороковых Г. В. Культура речи учителя иностранного языка как лингводидактический феномен // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы ХХI века. Вып. 3. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2019. С. 158-162. EDN JBVLAY.
9. Гальскова Н. Д. Современное лингвообразование в социокультурном и аксиологическом измерениях // Иностранные языки в школе. 2019. № 8. С. 4-10. EDN AZJQXR.
10. Основные понятия методики обучения иностранным языкам: традиции и современность / Г. В. Сороковых, Л. Г. Веденина, Н. И. Климович [и др.] // Лингвострановедение: методы анализа, технологии обучения: доклады и материалы: в 2 ч., (Москва, 22–23 июня 2021 г.). М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2022. Ч. 1. С. 404-412. EDN ODUKAV.
11. Сороковых Г. В. Антропологический подход к обучению и воспитанию средствами иностранного языка: антропонимы и их образовательная ценность // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции / редкол.: Е.Я. Григорьева, Л.Г. Викулова, Л.П. Рыжова. М.: Московский городской педагогический университет, 2019. Ч. 1. С. 138-151. EDN FNPYIX.
12. Степанова Н. С., Громенко М. В. Роль пословиц в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных студентов (на материале паремий, репрезентирующих концепт «труд / работа») // Грани языка: коммуникативно-лингвистический, социокультурный, философский и психологический аспекты: сборник научных статей / редкол.: И.П. Зайцева (отв. ред.) [и др.], под общей редакцией И.П. Зайцевой. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. С. 172–177.
13. Воспитание личности в процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика / Г. В. Сороковых, Т. И. Жаркова, А. С. Бобунова [и др.]. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. 284 с. ISBN 978-5-98594-693-2. EDN YHDZKV.
Рецензия
Для цитирования:
Громенко М.В., Белкина А.П. Развитие лингвокультурологического кругозора студентов на примере концепта «интенсивность» в немецком и русском языках. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(3):41-50. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-41-50
For citation:
Gromenko M.V., Belkina A.P. Development of Students' Linguistic and Cultural Outlook on the Example of the Concept of "Intensity" in German and Russian. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(3):41-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-41-50