Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика

Расширенный поиск

Развитие лингвокультурологического кругозора студентов на примере концепта «интенсивность» в немецком и русском языках

https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-41-50

Аннотация

Статья посвящена анализу развития лингвокультурологического кругозора студентов неязыковых специальностей в процессе обучения языку и культуре, так как для формирования языковой личности очень важно владеть не только коммуникативной компетенцией, но и уметь использовать межкультурные знания для самосовершенствования.
При обучении иностранным языкам, одной из главных целей является обучение. Этому способствует формирование личности, способной к успешной межкультурной коммуникации, налаживанию межкультурных контактов, достойному представлению родной культуры Есть множество факторов, которые помогут достигнуть намеченных целей. Именно знание языка на достаточно высоком уровне, а также наличие культурного опыта и знаний по межкультурной коммуникации даёт шанс стать востребованным специалистом.
Поэтому включение в образовательный процесс фразеологизмов из разных языков позволяет расширять кругозор обучающихся, сформировать у них лингвокультурологическую компетенцию, отбирая в содержание занятий необходимый языковой материал, который хранит в себе культуру страны. Пословицы и поговорки, являясь частью национальной культуры, позволяют углубить представления о свойствах национального характера и менталитета народа. Они включают в себя исторические и культурные ценности, усиливают выразительность и экспрессивность речи. В тексте даются примеры фразеологических конструкций в русском и немецком языках, сравнение которых позволяет студентам глубже понять их смысл. Усиление акцента на культурологический компонент иноязычного образования позволяет сделать вывод о том, что определение культурной специфики в языке невозможно без понимания культуры народа в целом. 

Об авторах

М. В. Громенко
Юго-Западный государственный университет
Россия

Громенко Мария Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



А. П. Белкина
Курский государственный университет
Россия

Белкина Анна Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации

ул. Радищева, д. 33, 305000 г. Курск



Список литературы

1. Белкина А. П. Принципы формирования духовно-нравственных ценностей студентов в неязыковом вузе // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы VII Международной научной конференции (Москва, 21 апреля 2023 г.). М.: Учреждение высшего образования "Московский художественно-промышленный институт", 2023. С. 63-68. EDN HLBCZQ.

2. Белкина А. П. Расширение лингвокультурологического кругозора студентов неязыкового вуза посредством индивидуальных проектов // Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции (Орехово-Зуево, 29 апреля 2022 г.) / под ред. А.В. Кирилловой, М.В. Шуруповой. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. С. 17-23. EDN BHLKAM.

3. Романова Н. Н., Амелина И. О., Гаранжа А. А. Роль знаний о национальнокультурной специфике пословиц в русском и английском языках для формирования социои межкультурной компетенций у российских студентов высших учебных заведений // Новый взгляд на проблемы современного языкознания: материалы VI Международной конференции школьников, студентов и аспирантов (Курск, 21–22 мая 2015 года) / Н.А. Боженкова (отв.ред.) [и др.]. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2015. С. 294–303.

4. Громенко М.В., Петрухин В.И. Исследование педагогических и лингвистических аспектов моделей воспитания как проблемного поля в образовательном пространстве // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. 2016. № 1 (18). С. 94–107.

5. Громенко М.В. Личностно ориентированный подход в контексте обучения русскому языку как иностранному // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. 2014. № 2. С. 56–62.

6. Степанова Н.С., Глебова М.А. Формирование речевой компетенции студентов в процессе обучения // Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: материалы V Всероссийской научной конференции школьников, студентов и аспирантов (Курск, 22–23 января 2014 года) / науч. ред. Р.К. Боженкова. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. С. 175–178.

7. Степанова Н.С., Громенко М.В. Коммуникативный компонент культуры речи. Курск, 2019. 154 с.

8. Сороковых Г. В. Культура речи учителя иностранного языка как лингводидактический феномен // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы ХХI века. Вып. 3. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2019. С. 158-162. EDN JBVLAY.

9. Гальскова Н. Д. Современное лингвообразование в социокультурном и аксиологическом измерениях // Иностранные языки в школе. 2019. № 8. С. 4-10. EDN AZJQXR.

10. Основные понятия методики обучения иностранным языкам: традиции и современность / Г. В. Сороковых, Л. Г. Веденина, Н. И. Климович [и др.] // Лингвострановедение: методы анализа, технологии обучения: доклады и материалы: в 2 ч., (Москва, 22–23 июня 2021 г.). М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2022. Ч. 1. С. 404-412. EDN ODUKAV.

11. Сороковых Г. В. Антропологический подход к обучению и воспитанию средствами иностранного языка: антропонимы и их образовательная ценность // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции / редкол.: Е.Я. Григорьева, Л.Г. Викулова, Л.П. Рыжова. М.: Московский городской педагогический университет, 2019. Ч. 1. С. 138-151. EDN FNPYIX.

12. Степанова Н. С., Громенко М. В. Роль пословиц в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных студентов (на материале паремий, репрезентирующих концепт «труд / работа») // Грани языка: коммуникативно-лингвистический, социокультурный, философский и психологический аспекты: сборник научных статей / редкол.: И.П. Зайцева (отв. ред.) [и др.], под общей редакцией И.П. Зайцевой. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. С. 172–177.

13. Воспитание личности в процессе обучения иностранному языку и культуре в XXI веке: теория и практика / Г. В. Сороковых, Т. И. Жаркова, А. С. Бобунова [и др.]. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. 284 с. ISBN 978-5-98594-693-2. EDN YHDZKV.


Рецензия

Для цитирования:


Громенко М.В., Белкина А.П. Развитие лингвокультурологического кругозора студентов на примере концепта «интенсивность» в немецком и русском языках. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(3):41-50. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-41-50

For citation:


Gromenko M.V., Belkina A.P. Development of Students' Linguistic and Cultural Outlook on the Example of the Concept of "Intensity" in German and Russian. Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(3):41-50. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-41-50

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-151X (Print)