Концепция воспитывающего обучения русскому языку как иностранному в современных социальных условиях: традиционность или трансформация?
https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-10-21
Аннотация
В фокусе исследовательского интереса авторов статьи – актуализация вопроса о современном статусе, концепции, содержании и способах реализации воспитывающего обучения русскому языку как иностранному в контексте новых социальных вызовов.
Посредством метода исторической ретроспективы прослеживается процесс развития (с идеологической и методологической точек зрения) и становления «воспитательности» как интегрального элемента сложносоставной технологии обучения сначала родному, а затем и иностранному языкам. На основании сопоставительного анализа места и роли социокультурной компетенции в овладении речевой деятельностью на неродном (в нашем случае – русском) языке, а также в результате изучения степени реализованности воспитательного аспекта в современных учебниках по русскому языку как иностранному делается вывод о существовании тенденции определенной замены воспитательной функции педагогического процесса на коммуникативную или общеобразовательную (вплоть до нивелирования первой), что напрямую обусловливает необходимость разработки новой методической стратегии создания учебников русского языка как иностранного.
В качестве потенциально адекватного сформулированному запросу предлагается новый авторский метод – казуального иллюстрированного нарратива (КИН) / Casual illustrated narrative (CIN), – успешно апробированный при обучении инофонов, представляющих различные этнокультурные сообщества, как в России (стране изучаемого языка), так и вне России – в лингвопедагогической деятельности преподавателей языковых школ / вузов КНР, Италии, США, и обеспечивающий, с точки зрения авторов, необходимый для воплощения концепции воспитывающего обучения принцип применения троичной – коммуникативной, общеобразовательной, воспитательной – системообразующей логики.
Результаты исследования могут быть интересны в лингводидактическом осмыслении проблематики воспитывающего обучения в широком ракурсе, а также использованы в теоретико-практической разработке новых технологий создания учебных средств по русскому языку как иностранному.
Об авторах
Н. А. БоженковаРоссия
Боженкова Наталья Александровна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания
Researcher ID L-6652-2017, Scopus Author ID: 55987231400
ул. Академика Волгина, д. 6, Москва 117485
Т. И. Сёмке
Россия
Сёмке Татьяна Ивановна, аспирант
Researcher ID JFJ-8072-2023
ул. Академика Волгина, д. 6, Москва 117485
Список литературы
1. Лазарева О.А. Социокультурная значимость коммуникативно-речевой компетенции // Педагогическое образование в России. 2011. №3. С. 96–101.
2. Лазарева О.А., Юрков Е.Е. Коммуникативно-речевая компетенция и проблемы ее измерения // Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик: материалы Первой междунар. науч. конф. Курск, 2006. С. 104–115.
3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001. 223 с.
4. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. М.: Астрель: АСТ: Хранитель. 2006. 746 с.
5. Щукин А.Н. К проблеме содержания обучения русскому языку как иностранному (новый подход) // X Конгресс международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Русское слово в мировой культуре. Пленарные заседания: сборник докладов. СПб., 2003. Т. II. С. 421–441.
6. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
7. Боженкова Н.А., Сёмке Т.И. Современная лингвоаксиология VS методика преподавания РКИ: точки сопряжения и практика реализации // Русский язык за рубежом. 2023. №2. С. 58–66.
8. Шишков А.С. Рассуждения о старом и новом слоге Российского языка. Изд. 3-е. М.: ЛЕНАНД, 2015. 368 с.
9. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1990. 246 с.
10. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования // “Развитие индивидуальности в диалоге культур. М.: Просвещение, 2000. 161 с.
11. Лазарева О.А. Проблема формирования концептуального знания в процессе обучения русскому языку как иностранному // Гуманитарные науки в образовании. Образование и наука. 2011. № 9 (88). С. 78–87.
12. Krashen S. Self-Selected Fiction: The Path to Academic Success? // Catesol Newsletter, 2020. P. 1-2.
13. Krashen S. The Power of Reading. Libraries Unlimited. 2004. 199 р.
14. Krashen S. The Case for Narrow Reading // Language Magazine. 2004. № 3(5). P. 17–19.
15. Renandya W.A., Krashen S., Jacobs G.M. The potential of series books: How narrow reading leads to advanced L2 proficiency // Learn Journal: Language Education and Acquisition Research Network Journal. 2018. Vol. 11. Is. 2. Р. 148–154.
16. Карасик В.И. Аксиогенная ситуация как категория лингвокультурологии // Политическая лингвистика. 2014. Вып. 1. С.65–75.
17. Карасик В.И. Нарративное измерение лингвокультурных ценностей // Язык и культура. 2019. С. 59–75.
18. Миронова Д.М. Сопоставительный анализ ассоциативных полей «культура», «этикет», «нравственность» в русской, итальянской и французской лингвокультурах // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022. Т. 12. № 4. С. 82–92.
19. Косиченко Е.Ф. Cтруктурообразующий потенциал культурных моделей в художественном нарративе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022. Т. 12. № 1. С.122–130.
20. Баринова П. С. Овладение языком как направление современных психолингвистических исследований во Франции // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022. Т. 12. № 2. С. 51–62.
Рецензия
Для цитирования:
Боженкова Н.А., Сёмке Т.И. Концепция воспитывающего обучения русскому языку как иностранному в современных социальных условиях: традиционность или трансформация? Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023;13(3):10-21. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-10-21
For citation:
Bozhenkova N.А., Semke T.I. The Concept of Educative Teaching of Russian as a Foreign Language in Modern Social Conditions: Tradition or Transformation? Proceedings of the Southwest State University. Series: Linguistics and Pedagogy. 2023;13(3):10-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-3-10-21